ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в — Шпаргалка по философии

Основные направления философской антропологии — принципы анализа человеческой сущности, сущность и существование человека. Специфика человека изучается в антропологии, в т. ч. в нефилософской. Философская антропология XX в. В XX в. интерес философии к человеку возрос. Это понятие не включает в себя биологических и социальных особенностей человека.

Человек является сложной целостной системой, которая, в свою очередь, является компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Философская антропология, объявив себя основополагающей философской дисциплиной, пытается на основе тех или иных особенностей человека найти способы постановки и решения всех философских проблем.

Шелер в противоположность логике интеллекта поставил логику чувства; последнее он истолковывал как интенциональный акт, с помощью которого осуществляется познание ценности. В качестве единичного представителя человеческого рода человек рассматривается как индивид. Говоря об особенностях человека, употребляют понятие «индивидуальность». Индивидуальность – это характеристика особенности, неповторимости каждого конкретного человека, человеческой личности.

Существуют разные подходы к изучению личности человека: психологический, социологический и др. В философии личность изучается в ее целостности. Этим занимается специальная философская дисциплина – антропология. Проблема личности в философии – это вопрос о сущности человека, его месте в мире, его социальном предназначении как творца истории. Чем ярче выражены у человека интеллектуальность, нравственность и волевые качества, тем ярче и значительнее сама личность.

Подобный подход обнаруживается у многих философов XX в., напр. у А. Бергсона, М. Шелера, В. Вернадского, несмотря на все различия их учений. Проблеме появления человека и его места во Вселенной посвятил свою работу Тейяр де Шарден. Стремясь к установлению союза религии и науки, Тейяр де Шарден представил человека как запланированный результат космической эволюции. С точки зрения современных научных представлений жизнь на Земле возникает как результат локальной концентрации живого вещества, рассеянного в космосе.

Жизнь возникает в виде биосферы, а не отдельных организмов, т. е. в виде единого живого вещества. Этим объясняется, в частности, то, что человек, появившись в ходе эволюции, испытывает влияние процессов, происходящих в ближайшем и дальнем космосе. Например, в исторической антропологии и в археологии основой определения человека считается «гоменидная триада»: прямохождение, объем мозга и перпендикулярное положение большого пальца.

Человек — единственное животное, способное к функциональной игре во взрослом возрасте (определение современной специфики). Бердяев: «Сущность человека определяет его подобие Богу-творцу», т. е. сущность человека в том, что он — творец. Человек — это природное живое существо. Биологический уровень существования человека играет определяющую роль по отношению к его индивидуальности, к формам его общественного поведения и ко многим социальным процессам.

Смысл жизни — в служении чему-то высшему по отношению к человеку

В философии ХХ в. в его рамках появляется идея принципиального несовершенства биологической природы организма. А. Герен утверждает, что человек плохо приспособлен к среде своего обитания.

Культура — это совокупность механизмов, компенсирующих биологическую недостаточность человека. Техника, средства массовой информации и государство компенсируют эти перегруженности. Все человеческие качества формируются в социально-культурной среде. У истоков социоцентризма — Аристотель с определением человека как государственного животного. Сущность человека — совокупность всех общественных отношений.

Это совокупность качеств, наиболее характерных для определения человеческого сообщества и обусловленных особенностями истории и деятельности данного сообщества. Рационализм связывает сущность человека сразумом, иррационализм — с другими феноменами его психики.

Сущность человека не в чем-то ином, внешнем по отношению кнему, а в нем самом, в его самопознании. Формирование человека — это всегда самосозидание в активной деятельности. Любые внешние воздействия не могут полностью определить человека. Кант рассматривает человеческое бытие как уникальное и как объект особого философского рассуждения.

Антропология – культура как показатель развития человека. Предметом науки являются существенные черты происхождения исторической эволюции человека. Предметом соц. антропологии являются закономерности и механизмы взаимоотношений человека и его соц. и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. Только в нем он может существовать как человек. Личность формируется в конкретной исторической ситуации, в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.

Что еще посмотреть:

  • Элла Лорина Кеннеди — дочь Скарлетт и ФрэнкаЭлла Лорина Кеннеди — дочь Скарлетт и ФрэнкаЭлла Лорина Кеннеди — дочь Скарлетт и Фрэнка. Сьюлин и Кэррин — сёстры Скарлетт. Уэйд Хэмптон Гамильтон — сын Скарлетт и Чарльза. В смятении Скарлетт выбегает из библиотеки, где всё […]
  • Соединения проводниковСоединения проводниковПри последовательном соединении электрическая цепь не имеет разветвлений. Напряжение всей цепи при последовательном соединении будет равно сумме напряжений на каждом включенном в цепь […]
  • Глава 10 Планирование карьерыГлава 10 Планирование карьерыОбраз карьеры явился фундаментом выбора карьеры, который связан с гуманитарной деятельностью и соответствующими действиями в этом направлении. Одно из определений карьеры – это […]