Если считать, что социология − наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности

Если считать, что социология − наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Только социология, изучающая статику и динамику общества на основе собранных позитивных фактов, способна рассмотреть социальные явления в их взаимосвязи. Но, поскольку объекты социологии − социальные общности − отличаются в своем поведении значительными флуктуациями, это знание не может быть столь же строгим и точным, как в естественных науках.

69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления. Объектом социологической науки выступает социальная реальность. И в этом отношении все социологи солидарны, что же касается предмета социологии − то здесь мнения ученых расходятся.

Предмет изучения социологии − это особенные, специфические законы и закономерности. Предметом социологии является социальное − как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества.

Процессы функционирования общества подчинены многочисленным социальным законам, на которые деятельность людей может повлиять непосредственно или опосредовано. Объект социологии − социальная реальность, которая изучается специальными методами, чтобы повысить уровень стабильности общества. Предмет − это тот ракурс, под которым исследуется социальная реальность (под углом функционирующих ролей и статусов, групп и институтов, социальных отношений и типов культуры).

В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного. Социологическое знание, включает в себя системный анализ, общенаучные методы, количественные оценки, может рассматриваться как относительно точное и строгое.

Социологическое знание базируется на фактуальной основе, которая оказывается достаточно зыбкой, если полученные социальные факты не могут быть в полной мере достоверными и надежными. Социальный факт регистрируется социологом либо как онтологический, либо — будучи включенным в социологическое знание — как гносеологический.

2) прикладная (эмпирическая) социология − изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов. Реализовать все эти и другие функции социология может в тесной связи с другими науками, причем не только техническими, но и естественными, гуманитарными, общественными.

Это теория была изложена в «Курсе позитивной философии» и «Системе позитивной политики» − главных трудах О.Конта. В этих трудах он формулирует и развивает «закон трех стадий развития общества» − теологической, метафизической, позитивной.

Которая должна способствовать снижению негативных явлений в обществе, рационализации и прогрессу. Свои выводы и обобщения социология должна делать на основе наблюдений социальной жизни, путем непосредственной регистрации социальных факторов, используя методы эксперимента и сравнения. Свою социальную теорию О. Конт подразделяет на социальную динамику, изучающую процессы изменения общественных явлений, и социальную статистику, изучающую социальную структуру и ее элементы.

Большой вклад в развитие социально-политической мысли внесли основатели марксистской школы социологии Карл Маркс (1818-1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1885гг.). Сущность марксистской концепции заключается в том, что в основе развития общества лежит единство и борьба противоположностей и создание более совершенных структур. Развитие общества − естественный исторический процесс, а конфликты и революции являются движущей силой общественного развития.

Предметом социологии, по мнению Э. Дюркгейма, являются социальные факты, социальная реальность, существовующая объективно вне индивидуального сознания. Он внес вклад в общую теорию социологии и ее методологию, заложил основы социологии бюрократии, социологии религии, социологии труда. Он основатель «понимающей социологии».

Большое внимание М.Вебер уделял изучению социальной структуры общества и ее изменениям, функционированию социальных групп, вопросам религиозного сознания, социального конфликта. 1. На первое место в жизни общества выдвигаются «социальные проблемы» (рабочий, национальный, женский и др. вопросы). Возникает острая потребность в осознании их места и роли в общественном развитии, появляется социальный заказ на дальнейшее развитие социального знания.

С точки зрения О. Конта, ни одна частная наука не может дать точного знания об обществе в целом, так как отдельные науки рассматривают социальные явления в их изолированности. О. Конт вошел в историю науки как основоположник позитивизма − одного из наиболее влиятельных направлений в области философии и социологии. Главное для него это позитивный метод, основанный на наблюдении, сравнении, эксперименте и историческом методе, в совокупности приводящий к выявлению законов развития общества.

Степени социологического познания включают в себя: знания об обществе в целом, о сферах, о социальных общностях, институтах и организациях, о личности. В социологии − это та объективная и субъективная реальность, которая нас окружает.

Что еще посмотреть:

  • Пропали стандартные и служебные программыПропали стандартные и служебные программыПрограммы и компоненты. Управление жестким диском отличается от управления программами и хранящейся на диске информацией. 32 - Администратор источников данных ODBC. ODBC - это технология, […]
  • Недостатки зренияНедостатки зренияЭту формулу также называют формулой тонкой линзы.) Величина фокусного расстояния положительна для собирающих линз, и отрицательна для рассеивающих. Изображение предмета получается за […]
  • Межличностные отношения и их классификацияМежличностные отношения и их классификацияМежличностные отношения — Субъективно переживаемые связи между людьми. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Компоненты межличностных отношений: 1) […]