Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм

Интернализм (от лат. internus — внутренний) — течение в историографии и философии науки, сложившееся в 1930-е гг. как оппозиция экстернализму. Развитие идей и теории происходит только в системе внутринаучной духовной деятельности. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Понятие и процесс формирования личности. Первичные теоретические модели и законы. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

Что является движущими силами развития научного знания? При ответе на этот вопрос исследователь сталкивается с двойственным характером существования и движения научного знания. С точки зрения А.Койре, наука представляет собой вид духовной деятельности, объяснение содержания которой не может опираться на материальные и социальные предпосылки. С этой точки зрения, динамика науки – это движение идей, понятий, теорий, типов мышления по внутренней логике их развития, которое может происходить либо постепенно, либо скачкообразно.

Согласно этой концепции, существуют три самостоятельных, принципиально не связанных друг с другом типа реальности: физический мир, психический мир и мир знаний. Объекты «третьего мира» – это не только их актуальная данность, но и потенция их развития. Естественно, что с каждым новым открытием в «третьем мире» появляются и совершенно новые, прежде не содержащиеся в нем даже потенциально проблемы и соответственно возможности их решения.

Социальные, социокультурные, политические, религиозные и иные системы и отношения – это лишь предпосылки и условия появлений той или иной идеи, теории, метода. Но сколько не изучай социум, никогда не приблизишься к пониманию структуры и содержания знания, являющегося отражением, воспроизведением объективно, независимо существующей от человека природы.

В методологии интернализма субъект научного познания и связанные с его деятельностью обстоятельства как бы выносятся за скобки. Он всегда один и тот же. Если же в теории появляются какие-то привнесения от субъекта, то от них следует избавляться. В идеале субъект познания должен быть освобожден от всех своих исторических и социальных характеристик.

Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм

Все интерналисты при объяснении динамики научного знания подчеркивают приоритет внутренних факторов его развития. Однако в понимании этих внутренних факторов в среде интерналистов не существует единства. Отчетливо выделяются две версии интернализма: эмпирическая и рационалистическая. С точки зрения эмпирической версии интернализма, основой динамики научного знания является нахождение (установление, открытие) новых фактов.

В противоположность интерналистам, экстерналисты исходят из ведущей роли в динамике науки внешних факторов. С позиций экстерналистов, в научном познании познавательный интерес (познание ради умножения и совершенствования знания) не имеет самодавлеющего значения. По нашему мнению, каждое из этих направлений верно отражает некоторые стороны движущих сил развития научного знания, имеют сильные и слабые стороны.

Слабая сторона интернализма: неспособность увидеть способ включения вненаучных факторов в научный познавательный процесс. Сильная сторона экстернализма – понимание значения социальных факторов в развитии научного знания, доказательства роли социальных потребностей, социокультурного фона и др. в динамике научного знания.

Во-первых, наука превращается в сложный социальный организм, включающий в себя социальные структуры различного типа (научно-исследовательские лаборатории, научное сообщество, невидимый колледж). Осознание роли этих изменений заставили по-новому взглянуть на субъект научного познания и характер его взаимодействия с объектом познания. Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов.

Социальная сфера — это сфера производства и воспроизводства человека. Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо. Политическая система и ее элементы. Политическая система — совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Формы и уровни общественного сознания. Общественное сознание — это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность.

Духовная жизнь человека и человечества — феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Специфика, структура и мотивы человеческой деятельности. Свобода и ответственность личности. Единство и многообразие культур. Социальные функции культуры. В известной мере одним из предшественников экстернализма можно считать Ф. Энгельса, утверждавшего, что «^ЙЁа коряют развитие науки больше, чем сотня унщверси’детрв».

Наиболее полное воплощение экстернализм нашел в концепции «социологии науки». Поиски новых подходов к социологическому анализу науки шли в различных направлениях. Согласно Флеку, задача социологии науки состоит в изучении взаимоотношений между интеллектуальным коллективом и стилем мышления. Он подчеркивал, что, в отличие от психологии, социология науки не может исследовать сам процесс творчества, не должна она касаться и содержания знания, поскольку это — задача гносеологии.

Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Представлен в трудах по философии науки — прежде всего у К. Поппера и его ученика И. Лакатоса. Они развиваются по внутренней логике: вытекают одна из другой, обосновывают друг друга и образуют единую систему знания. Наука и искусство. С другой стороны, интернализм в истории и философии науки всегда смыкался с рационализмом и представлен неорационализмом Гастона Башляра (1884-1962).

Что еще посмотреть: