Духовно-нравственное воспитание — Википедия

В заключительном, восьмом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

Духо́вно-нра́вственное воспита́ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности. Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту». Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина. В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью.

Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии. В 90-е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией.

Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ. Индивидуально-личностное развитие являлось приоритетом отечественной педагогики 90-х гг. ХХ в. и остаётся одной из важнейших задач современного образования.

Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Иными словами, необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания.

В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.

Что еще посмотреть:

  • Прямоугольный волновод — ВикипедияПрямоугольный волновод — ВикипедияА. 0- длина волны в свободном пространстве. Рис.2 - Пути волн различной длины в волноводе. С — контур волновода в поперечном сечении. Помимо основной волны, существуют еще и многие другие […]
  • Нарушение поведения у ребенка (пакет методик для диагностики)Нарушение поведения у ребенка (пакет методик для диагностики)3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми, почему? Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, с которой все чаще приходится сталкиваться не только […]
  • Нижегородская областьНижегородская областьСоюз пионерских организаций" был создан в 1991 году на слете пионерских работников в Нижегородском Кремле. 19 июля 2013 года состоялось закрытие областной профильной смены представителей […]