Дедукция и индукция при изучении физики

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – переход в процессе познания от общего знанияо некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Индукция (от лат. inductio – наведение) – это переход в процессе познания от частного знания к общему; от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.

Однако эти формы мышления принято рассматривать также и как особые методы, приемы познания. Раскроем сущность этих методов познания. Особенность дедукции как метода познания, состоит в том, что истинность ее посылок гарантирует истинность заключения. Поэтому дедукция обладает огромной силой убеждения и широко применяется не только для доказательства теорем в математике, но и всюду, где необходимы достоверные знания.

Иными словами, – это метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов. Основная функция индукции в процессе познания – получение общих суждений, в качестве которых могут выступать эмпирические и теоретические законы, гипотезы, обобщения. В индукции раскрывается «механизм» возникновения общего знания.

Осуществим небольшой экскурс в историю философии. Аристотель явно отдавал предпочтение именно дедукции, поэтому «Органон» обычно отождествляется с дедуктивным методом познания.

Он называл их диалектическими и противопоставлял аналитическим (дедуктивным)умозаключениям силлогистики. Английский философ и естествоиспытатель Ф.Бэкон (1561 – 1626) разработал основы индуктивной логики в своем труде «Новый Органон», который был направлен против «Органона» Аристотеля.

Дедукция и индукция при изучении физики

Абсолютизация роли индукции в процессе познания привела к ослаблениюинтереса к дедуктивному познанию. Однако растущие успехи в развитии математики и проникновение математических методов в другие науки уже во второй половине XVII в. возродили интерес к дедукции.

Г.В.Лейбниц утверждал, что дедукцию следует применять не только в математике, но и в других областях знания. Следует особо подчеркнуть, что попытки отрыва дедукции и индукции друг от друга неосновательны. На самом деле даже определения этих методов познания свидетельствуют об их взаимосвязи. Очевидно, что дедукция использует в качестве посылок различного рода общие суждения, которые невозможно получить посредством дедукции.

В свою очередь дедуктивное знание о единичном и частном создает основу для дальнейшего индуктивного исследования отдельных предметов и получения новых обобщений. 5. Методика освоения дедукции в вузе на примере систематизации величин. В начальной школе применяется индуктивный метод познания, а в следующей ступени постепенно переходят к дедуктивному методу познания.

Физику начинают изучать в школе после освоения базовых знаний по математике с применением индуктивного метода познания, постепенно переходя к дедуктивному методу в старших классах. В науке имеются яркие примеры применения дедуктивного метода познания. Можно привести примеры из химии (Периодическая система элементов Д.И.Менделеева) и квантовой физики (система элементарных частиц М.Гелл-Манна и Ю.Неэмана). В биологии применяют классификацию Карла Линнея, в грамматике – деление слов на части речи и члены предложения, вводят склонения и спряжения.

Иногда по алфавиту, чаще по соображениям авторов, хотя физические величины следует располагать в закономерной последовательности и в полном соответствии с принципом причинности. Систематизация физических величин может и должна явиться серьезным средством рационализации учебного процесса по изучению физики, более глубокого проникновения в сущность явлений и процессов. Правда, избежать корректировки учебных планов, учебных программ и учебных пособий при этом не удастся.

Например, учащимся старших классов в начале второго цикла изучения физики можно раздать папки с вклеенными, разлинованными но не заполненными таблицами величин. И заполнить две группы величин таблицы механической прямолинейной формы движения.

Это не сложнее, чем уже освоенные абстрактные понятия из алгебры и геометрии. К сожалению, это различие неясно сейчас и многим специалистам.) Можно даже пояснить простейшие правила анализа размерностей на базе анализа единиц. При этом обязательно указать на то, что физические аналогии являются отражением законов природы (И.Коган, 2004), а не случайными совпадениями. Малая распространенность дедуктивного метода познания при обучении физики в школе понять можно. Но почему слабо представлено применение этого метода при изучении физики в вузе, сказать трудно.

Еще более сложным окажется вопрос о расчете мощности насоса по напору и расходу жидкости или даже вопрос о роли коробок передач в станках и автомобилях. И нет уверенности в том, что хотя бы два из десяти инженеров-практиков ответят на все четыре вопроса, да еще и усмотрят в этом прямую аналогию. Уже в самом начале обучения в вузе знания, полученные в школе, позволяют плодотворно использовать потенциал дедуктивного метода познания.

Известно, что дедукция и индукция – это важнейшие виды умозаключений, играющие огромную роль в процессе получения новых знаний на основе выведения из ранееполученных. В педагогике эти методы познания не противопоставляются друг другу, а применяются в соответствии с возрастом обучающихся и с учетом уже освоенного учебного материала.

Что еще посмотреть: