Читатели научно-популярных изданий, обычно называемые «широкие круги читателей», — явление подвижное и многообразное

Читатели научно-популярных изданий, обычно называемые «широкие круги читателей», — явление подвижное и многообразное. Общие цели и задачи иллюстрирования научно-популярной литературы определяются назначением изданий и читательской аудиторией.

Предметом описания произведений научно-популярной литературы является наука, а задачей — популяризация, распространение научных знаний среди широкой аудитории читателей. Научно-популярную литературу следует рассматривать как явление массовое и по жанрово-тематическому направлению, и по охвату читательской аудитории.

Термины и определения основных видов»). Под изданием понимают отдельное литературное произведение, прошедшее редакционно-издательскую обработку и наделенное вследствие этого специфическими социально-коммуникативными функциями.

Оформительские проблемы при этом сводятся к обеспечению удобочитаемости словесного изложения, т.е. сужаются и упрощаются. Текст будет дописываться и заполнять макет согласно проектной идее одновременно с созданием наглядных иллюстративных материалов. Произвести целесообразный выбор «формы» и призвана издательская установка. Отношение объема текста к объему иллюстративного материала.

Поясняющую функцию можно считать наиболее распространенной для иллюстраций научно-познавательных изданий

Привязанность иллюстраций к текстам. Целевое назначение этих изданий — повышение общекультурного и научно-технического уровня масс. При этом можно видеть три направленности: просветительную, информационную, пропагандистскую. Издания пропагандистской направленности призваны распространять и утверждать идеи, научные взгляды ради активизации практической деятельности. Читательский адрес — это предназначенность издания читателю определенного уровня общей и профессиональной подготовки, квалификации, возраста и т.д.

Специфика научно-популярной литературы, казалось бы, не требует подобной классификации своих читателей. В роли читателя изданий данного типа литературы выступает представитель любой либо возрастной категории, либо общеобразовательной подготовки и профессиональной классификации.

Такие признаки, как целевое назначение и характер информации, также являются определяющими и позволяют в свою очередь спроектировать целесообразное оформление и иллюстрирование. Поэтому методически правильный анализ содержательной стороны издания необходим. Характер изложения материала произведений научно-популярной литературы в зависимости от двух способов осмысления, освоения и отображения действительности — научного и художественного.

Реализуется она наглядным предъявлением читателю описываемого в тексте и отвечает просветительной направленности изданий

Степень адаптации художника-конструктора как показатель сложности текста, включающего объем научных понятий, терминов, цифрового материала и т.д. В произведениях научнопопулярной литературы она колеблется от высокого показателя научности до значительной степени популяризации текста.

В целом текст научно-популярного произведения состоит из разнообразных комбинаций двух названных частей (информантов и распространителей)

Художник научно-популярной книги может прибегнуть к методу анализа текстов, основанному на учете их субъективно-предикатной структуры. Понять текст — значит выделить в нем смысловые (единицы) ситуации. В структуре научно-популярных текстов следует выделять части, несущие, передающие научную информацию (так называемые информанты), и отличать их сопутствующих им частей-распространителей.

При построении и решении этих частей, в их сочетании обычно проявляются авторская литературная индивидуальность и степень адаптации. Художником должны быть отмечены все особенности текста научно-популярной литературы, не только вычленены идейные сюжетно-тематические линии, но и определена логически-смысловая его организация.

Наиболее простую структурную организацию имеют, например, издания, тексты которых идут почти без иллюстративного сопровождения. По мере включения в основной текст все большего числа дополнительных текстов или иллюстративных материалов структура издания будет усложняться.

Если текстовая научная информация доступна и для читателя без дополнительных средств к запоминанию, можно считать, что издание не требует иллюстративного сопровождения. Специфика изданий научно-популярной литературы позволяет и предполагает значительное разнообразие и даже оригинальность структурных «форм» изданий. В результате иллюстрации «проходного» значения начинают в издании «забивать» информацию научную.

Что еще посмотреть: