Барьеры коммуникаций

Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения. Существует ряд факторов, снижающих эффективность общения, которые получили название «барьеры межличностных коммуникаций». Спектр воздействия факторов достаточно широк. Рассмотрим некоторые важнейшие факторы, которые влияют на процесс принятия управленческих решений и их эффективность.

Неизбежна субъективность личностных оценок при ранжировании или расстановке приоритетов в процессе принятия решения. Основа формирования всех управленческих решений — система ценностей ЛПР (лица, принимающего решение). В условиях определенности принимается относительно немного организационно-управленческих решений.

Условия неопределенности, в которых принимаются управленческие решения, характеризуются тем, что не представляется возможным точно оценить вероятность потенциальных результатов. Культурные различия как фактор принятия решений отражают культурные (национальные) особенности системы управления.

Барьеры коммуникаций

Поэтому необходимо с самого начала изначально оценить затраты на получение информации и выгоду от принятого решения. При принятии решений используют все названные виды информации. Высокая значимость информационных ресурсов проявляется на всех стадиях принятия и реализации управленческих решений. Известно, что с течением времени ситуация может измениться, иногда кардинально, и тогда выбранные критерии принятия решения становятся неактуальными.

В силу особенностей психологии личности и характера руководители по-разному оценивают значимость проблемы, ограничения и альтернативные варианты. Такая разница в оценках нередко порождает конфликты и несогласия в ходе разработки и принятия управленческих решений, а также может оказать решающее влияние на выбор варианта решения.

Выигрыш от принятия управленческого решения в одной сфере может повлечь за собой существенный проигрыш в другой. Например, решение руководителя об автоматизации производства, в частности внедрении автоматических линий, как правило, предполагает освобождение рабочих мест, а следовательно, и увольнение рабочих. При этом руководитель должен выбирать те решения, которые дают больший выигрыш.

Целью решения условимся называть те конкретные результаты, которые предполагается получить после реализации этого решения в определенных условиях и фиксированном периоде времени. В руководстве людьми большая часть времени руководителя расходуется на межличностные коммуникации. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями — информацию, поступающую последней.

Автор: Любoвь Ивaнoвна Лукичeвa, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента Московского гocyдарственного института электронной техники (Tеxнического университета).

Управленческие решения: условия и факторы качества

К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не определенны, но вероятность каждого результата может быть рассчитана. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. Он может использовать опыт и дополнительную релевантную информацию для анализа проблемы и придания ряду результатов субъективной или предполагаемой вероятности.

Выбор управленческого решения неоднозначен и во многом зависит от влияния различных факторов на этот процесс. Ею трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. Формализация целей имеет место при формировании критерия оценки эффективности системы. Значение используемых при общении символов выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста.

Что еще посмотреть: