Автор: Гойхман О.

Один из главных вопросов в понимании сущности речевой коммуникации: это процесс воздействия или взаимодействия? Под речевой коммуникацией будем понимать речемыслительную деятельность, осуществляемую в целях взаимодействия.

К выпускникам российских вузов предъявляются требования наличия у них не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов общения, особенно речевого. Лингвистический (ортологический) подход заключается в постулировании необходимости овладения нормами литературного языка и критериями культуры речи для эффективного достижения конечной цели общения.

Автор: Гойхман О.

Есть сторонники и того, и другого подходов. Думается, что взаимодействие не ограничивается информационной функцией языка, а осуществляется в рамках и других функций. Более того, если ситуация речевой коммуникации по типу является бытовой, то она далеко не всегда требует воздействия на собеседника, однако деловое общение не реализуется вне целевых установок. В 1992 г. было издано кафедральное учебное пособие, а в 1997 г. вышел в свет учебник для вузов с грифом Минобразования РФ «Основы речевой коммуникации».

С этим значением связано и научное определение понятия: «Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности»2.

Однако взаимодействие между ними ученые называют «биологически целесообразным совместным поведением, направленным на адаптацию к среде и регулируемым, в частности, сигнализацией»3. Благодаря этому коммуникация между людьми является важнейшим механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность.

Ученые считают, что в речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные свойства явлений

Ответ на этот вопрос мы найдем, выяснив различия между понятиями «язык» и «речь». Упрощенно можно сказать, что язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми.

Однако надо заметить, что выражение «языковая коммуникация» также существует и используется в качестве синонима. Функции языка и речи Когда вопрос касается функций языка и речи, трудно провести грань между этими двумя понятиями. Дело в том, что любое языковое высказывание (устное или письменное) – это речь. Далее мы будем говорить о функциях языка, имея в виду это обстоятельство.

Например, в газетной статье доминирует информационная функция, но могут присутствовать также агитационная и эмотивная. Речь неотделима от мысли. По словам Л.С. Выготского, «речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли»4. Понятия обозначаются словами, в которых они обретают необходимую для общения материальную оболочку.

Здесь мы подошли к вопросу о соотношении речи и мышления. С одной стороны, мышление шире, чем речь, поскольку оно использует не только язык: наряду с речевым мышлением существует практически действенное и наглядно-образное мышление.

В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие. Несмотря на широкий интерес к проблемам речевой коммуникации, ощущается дефицит соответствующих отечественных учебников и учебных пособий. В этом смысле говорят, например, о подземных, воздушных и других коммуникациях, о системах коммуникаций. Второе издание предлагаемого вниманию читателей учебника переработано и дополнено с учетом современных представлений о речевой коммуникации и многолетнего опыта преподавания его авторов.

Что еще посмотреть: