Афинская школа

Начальное образование (с 7 до 13 — 14 лет) мальчики получали в школах грамматиста и кифариста. На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали себя в гимнасиях. В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: афинская и спартанская. Завершалось образование афинских юношей 18 – 20 лет в эфебиях – общественных учреждениях по совершенствованию военного мастерства.

До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц. В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием — учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13—14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание).

Стыд – вот главная добродетель женщины в афинском обществе. В переводе с латинского antiquusозначает «древний». Исторически сложилось, что понятие «античность» относят к греческой истории и культуре. Будучи преемницей древнейших культур Египта и Двуречья, античность составила базис развития всей европейской цивилизации. Истоки античной культуры восходят к III – II тысячелетию до н. э., обнаруживаясь в крито-микенской культуре, которая сыграла роль связующего звена между греко-римской и древнейшими цивилизациями.

Традиция письма, зародившаяся на Крите, была принята европейской цивилизацией и прошла путь от пиктографии до слогового письма. Письмом владели знатные жрецы и вельможи, состоятельные граждане, которые обучались в специальных школах, создаваемых при дворцах и храмах. Отличия этих двух систем общественного воспитания были обусловлены некоторыми особенностями экономического, географического и политического развития, состоянием культуры городов-полисов.

Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима

И в Спарте и в Афинах образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек.

После достижения ребенком семилетнего возраста обязанности по воспитанию брало на себя государство. С 15 до 20 лет к минимальному обучению грамоте добавлялись музыка, пение военных песен и религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственных характер.

Воспитание девочек и девушек-спартиаток практически не отличалось от воспитания юношей. Минимальное внимание уделялось общеобразовательной подготовке и более пристальное – физическому воспитанию и военным упражнениям.

Все свободные афиняне до 7 лет воспитывались дома и получали семейное воспитание. Когда мальчику из состоятельной семьи свободных граждан исполнялось 7 лет, он приступал к обучению в частных и в общественных учебных заведениях. Девочки продолжали получать семейное воспитание, приучаясь вести домашнее хозяйство.

Занятия в школах вели учителя-дидаскалы («дидаско» — я учу или поучающий). В школу ребенка сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов «pais» (paidos) – дитя и «ago» — веду) дословно поводырь. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Школы грамматиста и кифариста назывались мусическими школами. Следующий этап в обучении древнего афинянина наступал в 13 — 14 лет, когда мальчики поступали в гимнастическую школу – палестру (школу борьбы).

Для человека, обязанного участвовать в религиозных обрядах и празднествах, все это было необходимо

В гимнасиях совершенствовали свое образование юноши 16 – 18 лет, где изучали философию, политику, литературу, риторику, диалектику. В этих учебных заведениях у учеников всегда была возможность послушать популярных политиков и философов.

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных мыслителей, в философские концепции которых вплетены идеи, касающиеся воспитания. Своей задачей софисты считали воспитание активных, образованных граждан полиса. Как учителя софисты одни из первых поставили вопрос об определяющей роли воспитания в развитии личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.

Сильные и здоровые младенцы передавались на воспитание в семью до семилетнего возраста. Определенную роль в процессе воспитания ребенка первых лет жизни играли физически здоровые и опытные кормилицы. В семье афинская девушка получала элементарные навыки чтения и письма, а также музыкальную подготовку. Афинская система воспитания «… явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности.

Что еще посмотреть: