2. Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. 5. Как в физическом воспитании, так и в спортивной деятельности связующей чертой являются схема построения занятий и планирование дальнейшей деятельности, рассчитанное на многолетний период.
В любительском спорте судейство не является профессиональной деятельностью. 1. На первом этапе развития, этапе зарождения, психология спорта выступала в основном как познавательно-описательная дисциплина, необходимая для психологического описания спортивной деятельности. В первую очередь это коснулось вопросов специфики спорта как особо трудного в психологическом отношении вида деятельности человека.
8.4. Психологические основы общения в спорте
Следует учитывать, что название науки — психология спорта — детерминируется двумя науками: психологической и спортивной. Как известно, спортивные науки призваны создавать сферу теоретических знаний в области спортивной деятельности человека.
Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Спортивная деятельность обязательна не для каждого человека. Спортивная деятельность достаточно трудоемка и требует от человека значительных физических и психологических напряжений. Только к спорту относится исключительная особенность: известно, что сущность спортивной деятельности — соревнование.
5.1. Деятельность учителя физической культуры
Эти задачи могут быть с успехом решены лишь комплексно, в системе мероприятий, получивших название психологического обеспечения подготовки спортсменов. В соответствии с этим могут быть созданы три типа модельных психологических характеристик.
Общая способность к самоконтролю и саморегуляции поведения и эмоциональных состояний в специфических условиях спортивного режима. Эти показатели определяются с помощью шкалированных экспериментальных оценок и методики выявления значимых факторов деятельности (В. Демин).
Под психологической подготовкой принято понимать систему психолого-педагогических воздействий на спортсмена, способствующих повышению уровня его психической надежности и готовности на соревнованиях. Важнейшей задачей психологической подготовки к конкретному соревнованию является достижение и сохранение психической готовности в условиях ежедневных выступлений.
Для примера можно выделить несколько видов рекомендаций, разрабатываемых спортивными психологами. Тем не менее его следует рассматривать как специальность, которой следует обучаться и в которой необходимо совершенствоваться. Его могут также использовать в процессе самообразования учителя физической культуры и тренеры, желающие повысить уровень своей квалификации.
8.5. Успешность спортивной деятельности и общение
В последней главе пособия предлагается целый комплекс специальных психологических задач, в основе которых конкретные примеры из жизни тренеров и спортсменов. Решая эти задачи, студенты могут провести самопроверку знаний и умений, полученных в ходе изучения предмета. Специфичность условий, существующих при занятиях физической культурой и спортом, определяется предметом деятельности как способа видения объекта исследования. С этой целью человек развивает физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость), совершенствует психические процессы, состояния и качества личности.
Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу. Система занятий в физическом воспитании практически соответствует дидактическим принципам и нормам организации педагогического процесса, однако имеет свои специфические особенности.
Во-вторых, это процесс, содержание и формы которого всегда находятся в зависимости от особенностей закономерностей, свойственных возрастной периодизации развития человека. Но, развертываясь по естественным законам, этот процесс одновременно находится в определенной зависимости от конкретных условий жизни и деятельности человека. Спортивная деятельность весьма специфична: она существенно отличается от других видов деятельности, во-первых, целями, а во-вторых, способами их достижения.
8.7. Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен — спортсмен»
В дальнейшем психология спорта расширила круг исследовательской работы. Теперь возрастала роль разработки теоретических аспектов и методической основы спорта, которые необходимы в решении практических проблем.
7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
Вначале значительное внимание уделялось воспитанию и развитию волевых качеств, затем сформировалась идея психологической подготовки спортсменов, столь же необходимой, как техническая или физическая. Особое место занимали исследования в области психологических особенностей «спортивной формы». Психология взаимосвязана со всеми этими группами наук и находится в центре.
Именно они составляют основу психологии спорта, это ее «теоретические корни». В процессе занятий спортом человек приобретает специальные качества, навыки, знания и умения. Спорт — это особый, специфичный вид деятельности человека. Спортивные организации — это добровольные общественные группы, объединяющие определенный круг людей, увлеченных едиными идеями, интересами и целями.
9.1. Мотивация спортивной деятельности
Другие рассматривают физическое воспитание как развитие физических качеств человека и обучение движениям. Итак, физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе. В предсоревновательной подготовке важную роль начинают играть различные психические процессы и состояния, возрастает значение психологических факторов.
Однако и в том и в другом случае предметом ее является человек, занимающийся физическими упражнениями. Необычное по интенсивности и длительности физическое и психическое напряжение — это еще одна общая особенность. Занимаясь физическими упражнениями, человек испытывает напряжение, превышающее обычные, повседневные нормы. Часто, особенно в спорте, эти напряжения могут быть даже предельными.
Психология спорта изучает особенности жизни и деятельности спортивных коллективов. Целью занятий спортом является достижение наивысших результатов в спортивной деятельности. В спорте — спортивное достижение, результат спортивных действий, выполняемых спортсменом на тренировках и соревнованиях. Для организации психологического анализа спортивной деятельности принято группировать все виды спорта и соревновательных упражнений.