В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Важнейшей особенностью научного исследования является взаимонагруженность эмпирических и теоретических данных. Третье. Уровни научного познания в существенной мере различаются используемыми понятийными средствами и языком научных рассуждений. Решению этой задачи содействуют специфические методы эмпирического познания, в числе которых важнейшую роль играют наблюдение и эксперимент.
На этом уровне (в силу его возможностей и его методологической оснащенности) сущность исследуемых объектов и сущностные связи между объектами не могут быть выявлены. Эмпирическое исследование основано на непосредственном (хотя часто и опосредованном с помощью приборов и исследовательских инструментов) взаимодействии ученого с исследуемым объектом. Теоретическое исследование изначально не предполагает подобного непосредственного взаимодействия субъекта познания с объектом.
Таким образом, эмпирический объект – это идеальный, абстрагированный образ реального объекта, в котором присутствуют лишь некоторые из свойств, присущих последнему. В связи с этим содержание понятия, обозначающего эмпирический объект, по содержанию оказывается беднее понятия, описывающего объект реальный. Предложения языка эмпирического описания (их можно назвать эмпирические высказывания – предложения языка эмпирического уровня научного знания) поддаются непосредственной проверке.
Таким образом, большинство эмпирических высказываний верифицируемо (проверяемо). Более того, одни и те же эмпирические факты могут находить удовлетворительное объяснение в различных теориях.
50 Основные методы научного познания
При этом у таких идеализированных объектов могут присутствовать свойства, отсутствующие у реальных объектов. Однако материальная точка – это идеализированный объект с нулевой протяженностью. Задача этого уровня исследования заключается в своеобразном «вынесении за скобки» характеристик личности самого исследователя.
Таким образом, на эмпирическом уровне научного познания формируется эмпирическая база исследования, чья достоверность образуется принудительной силой научных фактов
В реализации этих методов существенное значение имеет чувственный уровень познания (что не исключает решающей роли рационального познания в осмыслении результатов чувственного познания). Возрастающая сложность каждого из уровней научного исследования часто требует специфической системы знаний, умений и навыков от специалиста-исследователя на каждом из этих уровней. Типичным примером является развитие физики в XX– XXI вв., когда произошла дифференциация специалистов на физиков-экспериментаторов и физиков-теоретиков.
Идеализация – это мысленное создание неосуществимых в реальности объектов и явлений для упрощения процесса исследования и построения научных теорий
Шестое. Рассматриваемые уровни научного знания существенно отличаются по характеру организации знания. Важнейшим требованием теоретического знания является его системность и непротиворечивость. Недаром одним из критериев истины является когерентность научного знания – соответствие нового знания старому знанию, истинность которого надежно обоснована.
Таким образом, анализ и синтез – это неразделимо связанные мыслительные операции в составе процесса познания
Радиоприемники, радиотелескопы и подобные им научные приборы фиксируют волновые свойства фотонов как объектов микромира. На первый взгляд, два эксперимента дают противоречащие друг другу эмпирические знания о природе микромира. Удачное наглядное сравнение эмпирического и теоретического познания посредством табличного представления их критериев предложили Г. И. и Н. И. Иконниковы.
Выявленный и зафиксированный принятыми в науке способами, научный факт, обладает принудительной силой для системы научного знания, то есть подчиняет себе логику достоверности исследования. Научное наблюдение – это система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта познания. Основное методологическое условие правильного научного наблюдения – это независимость результатов наблюдения от условий и процесса наблюдения.
Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. На обоих уровнях может изучаться один и тот же объект, но исследовательский подход к этому объекту и его отражение в научных знаниях каждого из этих уровней будут различными.