Есть службы, сочетающие в себе и психолого-педагогический центр, и медико-социальный центр, и образовательное учреждение. Достижение ими положительных результатов предполагает дальнейшее развитие системы ранней диагностики и помощи в нашей стране. Более 500 тыс. детей и подростков обучаются в системе специального образования.
О этом свидетельствует прежде всего удивительный прогресс в из* менении уровня независимой жизни людей с различными физич скими и психическими ограничениями. Какова цель, задачи и содержание медико-социально-педагогическо патронажа как составной части системы специального образования?
2.1.1. Медико-социально-педагогический патронаж
Что такое медико-социальная профилактика? Каковы функции психолого-медико-педагогической консультации? За рубежом опыт оказания ранней помощи более обширен, чем в России, в результате можно наблюдать картину практически полноценной жизнедеятельности людей с нарушениями развития. В него входят диагностика — информационный поиск и помощь в выборе образовательной реалии; проектирование индивидуальных реабилитационных программ.
В настоящее время разработаны и применяются на практике диагностические программы ранней помощи, среди которых мы выделим следующие. Систему служб, существующих сегодня в области практической психологии, можно назвать достаточно развитой. В этом перечне все виды деятельности и все виды поддержки, которые оказываются сегодня детям в самых разных образовательных учреждениях. Какие же виды учреждений сегодня работают на оказание помощи особому ребенку, его семье и педагогам?
Они представлены логопедическими центрами и пунктами, а также учреждениями, которые осуществляют дополнительные коррекционные программы. Необходимо назвать и центры, которые специализируются не столько на поддержке детей, сколько на поддержке учителя. Необходимым дополнением к приведенным классификациям является их деление на государственные и негосударственные. Государство поддерживает такие учреждения, потому что они выполняют важную задачу оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Первое и самое важное положение – должен быть обеспечен комплексный интегративный подход, объединение специалистов и структур. Любая помощь – это в обязательном порядке помощь, в которой объединены ребенок, школа, семья и специалисты центра помощи. Только та помощь окажется полезной, целесообразной, в которой реально объединены усилия всех, окружающих ребенка. Появление в семье ребенка с какими-либо отклонениями в развитии всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников.
Такие семьи нуждаются в психологической помощи и поддержке, полной информации о возможностях и способностях ребенка. Вместе с тем родители сегодня часто оказываются не в состоянии выполнять реабилитационную функцию по отношению к детям с особыми потребностями и передают ее государству.
Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании прежде всего связано с новым отношением к детям с проблемами в развитии. Одним из первых идею максимальной ориентации в обучении на нормально развивающихся детей обосновал в своих трудах Л.С. Выготский.
Более всего в исследовании нуждаются вопросы: все ли дети могут быть интегрированы, как обеспечить средства для эффективной интеграции. При этом речь идет не только о сопоставимых друг с другом методах диагноза проблем, но и вытекающих из диагностики рекомендациях, описывающих комплекс возможных коррекционно-развивающих мероприятий.
Термины «специальная педагогика» и «специальное образование» являются общепринятыми в современной международной теории и практике
К числу первоочередных задач относится формирование системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. От эффективной организации ранней комплексной помощи зависят предупреждение инвалидности и снижение ограничения жизнедеятельности. Психотерапевтические и социально-психологические программы «раннего вмешательства» требуют высокого уровня квалификации специалистов-психологов.
3. Значение психолого-педагогического изучения детей с сочетанными нарушениями. Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей. В США понятие включает образование всех детей, отличающихся от общепринятой нормы, в том числе одаренных.
Субъект специальной педагогики — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности
Термин «дефектология» происходит от лат. (недостаток) и греч. 1о%о5 (слово, учение). Использовался в нашей стране на протяжении 70 лет в качестве титульного названия теоретической и практической области специального образования лиц с отклонениями в развитии. За рубежом вместо понятия «дефектология» применяются более ограниченные понятия «специальное обучение» и «лечебная педагогика», имеющие главным образом практическую направленность.
Ранняя диагностика является актуальной проблемой современной специальной педагогики и психологии. Под патронажем понимается особый вид помощи ребенку в решении сложных проблем выживания, лечения, специального обучения и воспитания. Расскажите о сущности, содержании и опыте организации ранней ко плексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.