1.1. Авторитарный стиль управления

В этой ситуации подчиненные и могут, и хотят нести ответственность. Здесь более всего подходит стиль делегирования, а поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентированности на задачу и на человеческие отношения. Руководитель излагает проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается и выслушивает их идеи и предложения, но не собирает их вместе в одну группу. Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством.

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы.

Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров. Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер. Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.

1.1. Авторитарный стиль управления

При этом лидер занимает в группе центральную позицию и концентрирует авторитар­ную власть, которая доминирует над последователями. Сплочение последователей вокруг лидера позволяет в короткие сроки и в неблагоприятных условиях решать трудные задачи. Пример поведения лидера — главное для его признания в группе и во многих случаях служит причиной последующего обожания последователями (харизма).

Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества.

Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства.

Автократичный лидер в управлении авторитарен. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал.

Руководитель действует как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы.

Тем не менее, исследование Левина дало основу для поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности. Они считали, что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства (табл.). Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений.

Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений.

Они разработали систему, согласно которой поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам: структуре и вниманию к подчиненным. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации.

У демократического стиля есть свои привлекательные стороны, успехи и недостатки. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. В ней задача хорошо структурирована, должностные полномочия большие, а отношения между руководителем и подчиненными также хорошие, что создает максимальную возможность для оказания влияния.

В чем схожи и чем различаются лидерство и руководство

Поэтому роль руководителя в этой ситуации состоит в том, чтобы говорить, что нужно сделать. Стили руководства, ориентированные на человеческие отношения, по мнению Фидлера, наиболее эффективны в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях.

Еще одна ситуационная модель лидерства “путь — цель” была разработана Теренсом Митчелом и Робертом Хаусом. Позже профессор Хаус включил еще два стиля: стиль, поощряющий участие подчиненных в принятии решений и стиль, ориентированный на достижение. Второй стиль — “продавать” — подразумевает, что стиль руководителя в равной и в высокой степени ориентирован и на задачу, и на отношения.

Основой лидерства является специфический тип управления, возникший в древности на основе отношений «хозяин — раб» и «лидер — последователь». Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой.

Что еще посмотреть: