Жизненный цикл — последовательность возрастных фаз индивидуального развития людей от рождения до смерти.

Что же такое жизненный путь и почему он требует именно междисциплинарного подхода? Существенно различаются также жизненные пути мужчин и женщин.

Некоторые германские племена предпочитали четное число 6, подразделяя жизненный цикл на шестилетние периоды: 6–12–18–24 и т.д. Для изучения жизненного цикла особый интерес представляют качественные рубежи, критические точки и периоды. Нормативные жизненные кризисы и стоящие за ними биологические или социальные изменения – повторяющиеся, закономерные процессы.

Системное изучение жизненного пути и биографический метод заняли в последние годы важное место в науках о человеке и обществе, причем количественные методы органически переплетаются с качественными. Чем более динамичным является общество, тем больше индивидуальных вариаций содержит жизненный путь его членов. Междисциплинарное изучение жизненного пути существенно изменило теоретические представления психологии развития.

В советской психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н.А. Рыбников, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев1. Эти механизмы актуализируют сложившиеся структуры самосознания, характера, жизненной направленности, таланта.

Жизненный цикл — последовательность возрастных фаз индивидуального развития людей от рождения до смерти.

Жизненный путь творческой личности насыщен событиями — событиями среды, поведения, внутренней жизни. Эта событийность сказывается на характере и полноте воспоминаний. Внутреннюю жизнь следует рассматривать как психологическую составляющую жизненного пути. Она не только отражает реальные события, но и сама является субъективной реальностью — жизнью.

Законы запечатления, сохранения, забывания и воспроизведения в системе исторической памяти имеют свою специфику, определяемую жизненной значимостью запечатленных событий. Процессы мышления участвуют в решении жизненных, нравственных задач, предполагающих совершение выбора, построение» стратегии поведения. Динамика внутренней жизни в ее биографическом значении пронизана идейными мотивами, на ней лежит печать мировоззрения, жизненной философии личности.

Талант — единство способностей на основе мировоззрения, жизненной направленности личности. Характер и талант по отношению к жизненному пути выступают как субъективные его факторы, регуляторы жизненного процесса, социальной жизнедеятельности. 1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные».

Жизненный процесс

Многие биологические и социальные возрастные процессы являются циклическими. Развитие людей протекает крайне неравномерно и неодинаково, гетерохронно (разновременно), а личность является не только продуктом, но и субъектом собственного развития. Ш. Бюлер была разработана идеалистическая концепция развития человека как процесса постепенного становления и изменения духовных целевых структур самосознания.

Наиболее полно и программно эта стратегия впервые была намечена Б.Г. Ананьевым. В этой целостности, однако, Б.Г. Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы. Во-первых, онтогенез — развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. По этому основанию можно различать уровни жизнедеятельности и связанные с ними типы личности.

Жизнетворчество происходит в социальном поведении (поступках), в общении, труде и познании. Единство сознания и деятельности — это в биографическом плане единство внутренней и внешней жизни. В широком смысле слова понятие внутренней жизни охватывает все феномены психической деятельности. Как всякое биографическое переживание, воспоминание включено в жизнедеятельность личности.

Причем важна не столько эмоциональная окраска образа, сколько его содержание, жизненная значимость. Но реально и другое, когда человек хранит событие в памяти, но намеренно избегает воспроизводить его, не желая причинить себе душевную боль, потревожить совесть. Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство нашей личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки.

Внутренняя жизнь может также осуществляться в процессах воображения. Для разных людей воображаемая жизнь — в мечтах, надеждах, предвидениях — имеет неодинаковое значение. Можно видеть, что функционирование мышления при решении жизненных задач во многом аналогично умственной деятельности в проблемной ситуации, вовсе не имеющей биографического значения.

Переживания — динамический эффект всей структуры личности, которая наиболее интегрально представлена в характере и таланте (Б.Г. Ананьев). Глубина и адекватность этого познания во многом определяются интеллектуальностью и, если угодно, талантливостью человека. Система потенций интегрирована в структуре способностей, и более того — в таланте (см. ). Психология таланта — нечто большее, чем психология способностей.

Вслед за Б.Г. Ананьевым мы считаем, что в понятии «талант» важен не столько уровень способностей, его составляющих, сколько их самобытность, соответствие склонностям, осознанность и саморегуляция. История творческой деятельности неотделима от гражданской и личной судьбы человека. Так бывает не у одних только великих людей, но у каждого сознательного субъекта с чувством социальной ответственности и чувством истории.

Это означает, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Жизненный путь — «это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения» . Были обнаружены также различные типы жизненного развития личности.

Что еще посмотреть: