Завершинский К. Культура и культурология в жизни общества

В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. В. Оствальда культура — это то, что отличает человека от животных. 2. Культура есть мир смыслов. В рамках антропологического подхода предложено более всего определений культуры.

Систематическое изложение проблем культурологии предполагает обращение к различным вопросам теории культуры. Не менее широко оно употребляется и в обыденной жизни, в искусстве, философии. Уже в I в. до н.э. Цицерон применил понятие «культура» к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина.

Завершинский К. Культура и культурология в жизни общества

Понятие «культура» распространялось и на общество в целом, при этом имелся в виду такой порядок ве- шей, который противостоял естественному состоянию с его спонтанными действиями. Поэтому данным термином обозначают формы и продукты интеллектуальной и художественной деятельности, всю область духовной культуры.

Антропологический подход в культурологии и его основные направления

Именно это привело к появлению множества определений культуры, число которых постоянно растет. Так, в 1952 г. американские культурологи А. Крёбер и К. Клакхон, систематизируя известные им определения культуры, насчитали 164 определения.

Аксиологическая парадигма в культурологии: становление и развитие

В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, выражающих различные оттенки и смысловые значения понятия «культура». Во-вторых, культура трактуется как способ развития и саморазвития человека как родового существа, т.е. сознательного, творческого, самодеятельного. Безусловно, эти попытки заслуживают внимания, но они подчеркивают лишь отдельные аспекты, сужая понятие культуры. Суть антропологического подхода — в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ.

Понятие «культура», его смыслы и определения

Этот предельно широкий подход ставит знак равенства между культурой и историей всею общества. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры. Они разделили все определения культуры на шесть основных типов, а некоторые из них в свою очередь разделили на подгруппы.

Они подчеркивают, что культура является продуктом истории общества и развивается путем передачи приобретенною опыта от поколения к поколению. Третья группа — нормативные определения, утверждающие, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества.

Четвертая группа — психологические определения, делающие упор на связь культуры с психологией поведения людей и видящие в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. Г. Рохайма культура -это совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации.

Значения и определение «культуры»

В результате появилось понятие о культурных чертах — неделимых единицах культуры (материальные продукты, произведения искусства или образцы поведения). Среди них выделяются как универсальные черты, присущие всем культурам (культурные универсалии), так и специфические, характерные для одного или нескольких народов.

Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Тем не менее можно выделить ряд важнейших характеристик культуры. В результате этого преобразования образуется искусственный мир артефактов, существенной частью которого помимо материальных предметов являются идеи, ценности и символы.

Глава III. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Основные парадигмы культурологического знания

Обобщая существующие точки зрения на культуру, можно сказать. В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное человеком. Культура тогда предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты — религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д.

5. Риккерт Г. Природа и культура

Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры. Аксиологический взгляд сужает сферу культуры, относя к ней лишь ценности. Аксио­логический подход высвечивает ценностный аспект явлений культуры, но игнорирует иные ее проявления.

Культура понимается как информационная система, информационная среда, которая существует в обществе и в которую «погружены» члены этого общества. Информационно-семиотическая концепция культуры исходит из трех основных положений.

С ее особенностями и связана, прежде всего, специфика человеческого образа жизни, которую обозначают понятием культуры. Итак, культура есть мир человеческой деятельности, или мир арте­фактов.Такова ее первая важнейшая характеристика. Эта субъективная опреде­ленность появляется потому, что человек вносит в артефакты свою «человечность», т.е. «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т.д.

И чтобы понять его, надо изучать эту культуру, а не только пирамиду. Автор конечно понимает, что им затронуты лишь некоторые, хотя и существенные моменты, касающиеся смысла культуры, ее ценностей, возможностей ее реализации, истории изучения всей этой проблематики. М., 1977. – С. 11. 2. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры… C. 65. 3. Ионин Л. Г. Социология культуры. ХХ век. – 6. М., 1995. – С. 70. 7. Там же. – С. 75. 8. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизическихисистемах.

ХХ век. – М., 1995. – С. 252, 254. 9. Несколько раньше близкую к шпенглеровской позицию в понимании жизни культур (не будучи представителем философии жизни) занял русский историк Н.Я.Данилевский. Антропологический подход характеризуется особым стремлением к объективности. В числе этих приемов следует отметить так называемый «эмик-подход», противостоящий « этик-подходу» и приверженность «натурализму», в отличие от приверженности к экспериментаторству.

Социологический подход понимает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Эмик-подход характеризуется тем, что в его основе лежит стремление понять изучаемую культуру изнутри. Можно предложить классификацию этих определений, в основе которой лежит анализ определений культуры, данный А. Крёбером и К. Клакхоном. Человек может только приспособиться к культуре.

Что еще посмотреть: