В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. В. Оствальда культура — это то, что отличает человека от животных. 2. Культура есть мир смыслов. В рамках антропологического подхода предложено более всего определений культуры.
Систематическое изложение проблем культурологии предполагает обращение к различным вопросам теории культуры. Не менее широко оно употребляется и в обыденной жизни, в искусстве, философии. Уже в I в. до н.э. Цицерон применил понятие «культура» к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина.
Завершинский К. Культура и культурология в жизни общества
Понятие «культура» распространялось и на общество в целом, при этом имелся в виду такой порядок ве- шей, который противостоял естественному состоянию с его спонтанными действиями. Поэтому данным термином обозначают формы и продукты интеллектуальной и художественной деятельности, всю область духовной культуры.
Антропологический подход в культурологии и его основные направления
Именно это привело к появлению множества определений культуры, число которых постоянно растет. Так, в 1952 г. американские культурологи А. Крёбер и К. Клакхон, систематизируя известные им определения культуры, насчитали 164 определения.
Аксиологическая парадигма в культурологии: становление и развитие
В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, выражающих различные оттенки и смысловые значения понятия «культура». Во-вторых, культура трактуется как способ развития и саморазвития человека как родового существа, т.е. сознательного, творческого, самодеятельного. Безусловно, эти попытки заслуживают внимания, но они подчеркивают лишь отдельные аспекты, сужая понятие культуры. Суть антропологического подхода — в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ.
Понятие «культура», его смыслы и определения
Этот предельно широкий подход ставит знак равенства между культурой и историей всею общества. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры. Они разделили все определения культуры на шесть основных типов, а некоторые из них в свою очередь разделили на подгруппы.
Они подчеркивают, что культура является продуктом истории общества и развивается путем передачи приобретенною опыта от поколения к поколению. Третья группа — нормативные определения, утверждающие, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества.
Четвертая группа — психологические определения, делающие упор на связь культуры с психологией поведения людей и видящие в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. Г. Рохайма культура -это совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации.
Значения и определение «культуры»
В результате появилось понятие о культурных чертах — неделимых единицах культуры (материальные продукты, произведения искусства или образцы поведения). Среди них выделяются как универсальные черты, присущие всем культурам (культурные универсалии), так и специфические, характерные для одного или нескольких народов.
Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Тем не менее можно выделить ряд важнейших характеристик культуры. В результате этого преобразования образуется искусственный мир артефактов, существенной частью которого помимо материальных предметов являются идеи, ценности и символы.
Глава III. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Основные парадигмы культурологического знания
Обобщая существующие точки зрения на культуру, можно сказать. В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное человеком. Культура тогда предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты — религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д.
5. Риккерт Г. Природа и культура
Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры. Аксиологический взгляд сужает сферу культуры, относя к ней лишь ценности. Аксиологический подход высвечивает ценностный аспект явлений культуры, но игнорирует иные ее проявления.
Культура понимается как информационная система, информационная среда, которая существует в обществе и в которую «погружены» члены этого общества. Информационно-семиотическая концепция культуры исходит из трех основных положений.
С ее особенностями и связана, прежде всего, специфика человеческого образа жизни, которую обозначают понятием культуры. Итак, культура есть мир человеческой деятельности, или мир артефактов.Такова ее первая важнейшая характеристика. Эта субъективная определенность появляется потому, что человек вносит в артефакты свою «человечность», т.е. «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т.д.
И чтобы понять его, надо изучать эту культуру, а не только пирамиду. Автор конечно понимает, что им затронуты лишь некоторые, хотя и существенные моменты, касающиеся смысла культуры, ее ценностей, возможностей ее реализации, истории изучения всей этой проблематики. М., 1977. – С. 11. 2. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры… C. 65. 3. Ионин Л. Г. Социология культуры. ХХ век. – 6. М., 1995. – С. 70. 7. Там же. – С. 75. 8. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизическихисистемах.
ХХ век. – М., 1995. – С. 252, 254. 9. Несколько раньше близкую к шпенглеровской позицию в понимании жизни культур (не будучи представителем философии жизни) занял русский историк Н.Я.Данилевский. Антропологический подход характеризуется особым стремлением к объективности. В числе этих приемов следует отметить так называемый «эмик-подход», противостоящий « этик-подходу» и приверженность «натурализму», в отличие от приверженности к экспериментаторству.
Социологический подход понимает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Эмик-подход характеризуется тем, что в его основе лежит стремление понять изучаемую культуру изнутри. Можно предложить классификацию этих определений, в основе которой лежит анализ определений культуры, данный А. Крёбером и К. Клакхоном. Человек может только приспособиться к культуре.