Эти плоскости пересекаются по прямой — оси симметрии

Эти плоскости пересекаются по прямой — оси симметрии. Точка A называется центром симметрии фигуры. При этом радиальносимметричные животные могут и не иметь плоскостей симметрии. Если тело животного можно мысленно разделить на две половины, правую и левую, то такую форму симметрии называют билатеральной.

Равнобедренный треугольник с зеркальной симметрией. Так, например, сферическая симметрия тела означает, что вид тела не изменится, если его вращать в пространстве на произвольные углы (сохраняя одну точку на месте).

Виды симметрий, возможных для геометрического объекта, зависят от множества доступных геометрических преобразований и того, какие свойства объекта должны оставаться неизменными после преобразования. Зеркальная симметрия или отражение — движениеевклидова пространства, множество неподвижных точек которого является гиперплоскостью (в случае трехмерного пространства — просто плоскостью).

Говорят также, что фигура обладает центральной симметрией. Другие названия этого преобразования — симметрия с центром A. Центральная симметрия в планиметрии является частным случаем поворота, точнее, является поворотом на 180 градусов. Трансляционная симметрия свойственна также для кристаллов. Тип симметрии определяет не только общее строение тела, но и возможность развития систем органов животного.

Этот тип симметрии свойственен подавляющему большинству видов, а также человеку. Если тело животного можно мысленно разделить не одной, а несколькими плоскостями симметрии на равные части, то такое животное называют радиально-симметричным.

Иногда этот термин используется для описания организмов, лишённых симметрии первично, в противоположность диссимметрии — вторичной утрате симметрии или отдельных её элементов. При этом следует различать изменчивость формы (например у амёбы) от отсутствия симметрии. В природе и, в частности, в живой природе симметрия не абсолютна и всегда содержит некоторую степень асимметрии.

В биологии о радиальной симметрии говорят, когда через трёхмерное существо проходят одна или более осей симметрии. Таких осей симметрии может быть несколько (полиаксонная симметрия) или одна (монаксонная симметрия).

Леонардо в июле того же 1481 г. обратился к монахам с просьбой выдать ему хотя бы небольшой аванс на жизнь и на покупку красок для работы

Такая симметрия (вариант радиальной симметрии) в сравнительной анатомии называется одноосно-гетеропольной. В двухмерной проекции радиальная симметрия может сохраняться, если ось симметрии направлена перпендикулярно к проекционной плоскости. Радиальная симметрия характерна для многих стрекающих, а также для большинства иглокожих. Среди них встречается так называемая пентасимметрия, базирующаяся на пяти плоскостях симметрии.

Билатера́льная симме́трия (двусторонняя симметрия) — симметрия зеркального отражения, при которой объект имеет одну плоскость симметрии, относительно которой две его половины зеркально симметричны. Билатеральная симметрия свойственна всем достаточно высокоорганизованным животным, кроме иглокожих. У растений билатеральную симметрию имеет обычно не весь организм, а его отдельные части — листья или цветки. Предполагается, что тенденция людей видеть цель в симметрии, является одной из причин, почему симметрия часто является неотъемлемой частью символов мировых религий.

Это — хранящаяся в Эрмитаже небольшая картина, так называемые «Мадонна Бенуа», и незаконченная картина, изображающая св. Иеронима

Кроме больших официальных заказом (как мы видели, незаконченных), Леонардо выполнил в первые годы своей самостоятельной жизни ряд других работ, живописных и технических. Когда, пройдя к Эрмитаже ряд залов, посвященных итальянскому искусству XIV и XV вв., подходишь к щиту, на котором укреплена «Мадонна Бенуа», то впечатление от нее прямо-таки поражает. Но цвет, свет и тени, как они ни важны, интересуют его не сами по себе, а в первую очередь как средство моделировки объемов и тел персонажей.

В многочисленных, выполненных с исключительной наблюдательностью и силой рисунках Леонардо изобразил ряд обнаженных фигур в различных позах поклонения

Жажда познания, по-детски неосознанного, но не по-детски страстного, того познания, которое томило и гнало вперед Леонардо, выражена во всем облике младенца. Уже в эти ранние годы Леонардо не был верующим человеком, наоборот, он относился достаточно скептически к проявлениям экстатической религиозности.

Не принадлежали к крупным (по размерам) произведениям и другие упоминаемые Вазари живописные работы Леонардо, по-видимому, относящиеся к тому же периоду его творчества. Там же изображена пальма, у которой закругленности плодов переданы с таким великим и поразительным искусством, что только терпение и гений Леонардо могли это сделать.

Двусторонняя симметрия означает, что правая и левая сторона относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково

Но раз начав изучать окружающую жизнь, Леонардо да Винчи не ограничился теми объектами, которые стояли в центре его внимания при работе над живописными произведениями. Впрочем, вряд ли исследовательские занятия молодого Леонардо в эти годы давали значительные и оригинальные результаты: он еще только искал пути, боролся за собственный метод.

Политическое окружение и обстоятельства личной жизни воспитали в молодом Леонардо индивидуализм и замкнутость. Арно (река, на которой расположена Флоренция) хотя и впадает в море, но в то время не была судоходной.

Но проект Леонардо был более смелым и еще более трудным для выполнения. Та же история повторилась в августе и в сентябре. Выбрав этот сюжет, Леонардо твердо решил превзойти своих предшественников и современников. Каждая из этих фигур должна быть анатомически безукоризненно правильной и всей своей позой выражать соответствующую эмоцию, переживание.

Например, круг повёрнутый вокруг своего центра будет иметь ту же форму и размер, что и исходный круг. Поэтому круг называется симметричным относительно вращения (имеет осевую симметрию). Для Этого Леонардо использовал как расположение самих фигур первого плана, так и фон, который он трактовал сложно и интересно.

Что еще посмотреть: