Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. Широко распространен в западной философии. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 «Предмет и методы философии»).
В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. В повседневной реальности иррациональная душа входит в физическое тело, порождая в нем желания, и таким образом смешивается с ним, ограничивая восприятие мира через органы чувств.
Поэтому рационализм является не просто интеллектуальным методом, но и меняет как восприятие мира, так и природу человека. В широком смысле рационализм и эмпиризм противопоставлять нельзя, поскольку каждый мыслитель может быть одновременно рационалистом и эмпириком.
К ним, в частности, относятся Лейбниц и Спиноза. Он пытался ответить на главные вопросы нашей жизни, провозглашая при этом, что «Бог существует только в философском смысле».
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIIIв.
Философией Спинозы интересовался Альберт Эйнштейн. В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1561—1626).
Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам».
Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела. Основной предмет его философии — человек как гражданин государства. В своем трактате «Левиафан» сравнивает государство с этим библейским персонажем, принижающим людей, ограничивающим их потребности.
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии
Рене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами. К врожденным идеям Декарт относит идею Бога и основы математики и логики («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания.
Рене Декарт занимался изучением многих наук, в том числе, анатомией. За это И. П. Павлов воздвиг в своё время памятник Декарту под Санкт-Петербургом. Блез Паскаль (1623—1662) — знаменитый французский философ, физик, математик и писатель. Плодотворно поработав в области естествознания и математики (он является одним из «отцов» теории вероятностей), он разочаровался в них и перешел к изучению религии и философской антропологии.
Немецкий философ Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) был очень разносторонним ученым, но наибольшее значение имеют его работы по философии. Он считал, что мир состоит из мельчайших элементов — монад, духовных и материальных начал, обладающих вместе с тем движущей внутренней силой. В этом он близок к античному философу Аристотелю.
Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Философия». Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности. 4.Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства. Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением.
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
1. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). 1. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (сознанию). Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека
В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Хант выделяет четыре (см. вопрос 36 «Философия Иммануила Канта»). ВХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. 1. Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.