Список литературы диссертационного исследования доктор психологических наук Ковалев, Георгий Алексеевич, 1991 год

2. В качестве системообразующего понятия и операциональной единицы системного анализа психологического воздействия выступает категория психологического «пространства — времени» или «хронотопа». 216. Мяошцев В.Н. Проблема отношений, человека и ее место в психологии// Хрестоматия по психологии.

Особо важное значение знание законов и практических методов организации психологического воздействия приобретает в тех сферах деятельности, где ведущее место имеет процесс межличностного общения. Однако психолого-педагогическая теория и практика показывают, что далеко не всякое воздействие может оказывать позитивное влияние. Исторически первичный, данный подход свое наиболее законченное научное воплощение получил в бихевиоризме.

Список литературы диссертационного исследования доктор психологических наук Ковалев, Георгий Алексеевич, 1991 год

Этот общий взгляд на механизмы детерминации психической организации человека продолжает иметь место и в некоторых современных научных теориях в западной психологии. Формальные (но не содержательные) аналоги такой методологии можно найти и в отечественной психологии. В задачу данной работы не входит критический анализ направлений исследований в психологии.

Был выдвинут подход, утверждающий его активность и избирательность в процессе отражения внешних воздействий. Этот подход, условно обозначенный как субъектный или акциональный, наиболее всесторонне представлен в западной когнитивной психологии. Некоторые из них используются в педагогической практике.

Часто, наоборот, это самым непосредственным образом используется в разработке изощренных средств и методов контроля за сознанием и поведением людей, манипулирования психикой. Это дает нам основание обозначить стратегию воздействия в рамках акциональной парадигмы как манипулятивную. 3. Пессимистическому, одномерному подходу к человеку в истории человекознания противопоставлялась так называемая оптимистическая традиция.

9. Мясищев В. Н. Личность и неврозы

Вместе с тем общая идеалистическая тональность западной гуманистической психологии, ее слабая научная оснащенность не позволяют в полной мере доверять ее постулатам. В этой связи личность в известном смысле можно понимать как продукт и результат общения человека с другими людьми, т.е. как интерсубъектное образование. Основное психологическое ядро личности, ее психологическая структура определялись только структурой и характером ее предметно-практической деятельности, т.е. объектно.

Психологическим условием реализации такой стратегии воздействия является диалог. Будучи адекватен субъект-субъектному характеру самой человеческой природы, диалог поэтому наиболее релелевантен для организации наиболее продуктивных и личностно развивающих контактов между людьми. Кроме того, в рамках разрабатываемой диалогической методологии диалог может выступать в качестве ведущего метода психологического исследования.

206. Мироненко В.В. История и состояние проблемы выразительных движений//Вопросы психологии,1975

Предпосылки экспериментальной верификации, в чем мы убедились выше, с неизбежностью ведут к одномерному, упрощенному взгляду на человека. Таким образом, постановка вопроса о переходе на принципы диалогической методологии психологического исследования — это требование сегодняшнего дня (и не только для нашей науки).

И наоборот, именно нарушение принципа диалогизма, использование монологических, объектных стратегий воздействия и порождает острейшие и трудноразрешимые проблемы человечества. В данной работе мы попытались доказать, почему это необходимо и крайне своевременно.

Только в этом случае он, с нашей точки зрения, в наибольшей степени соответствовал бы и своему основному профессиональному назначению. В этой связи остро встает проблема определения научного статуса новой методологии, что требует и особого разговора и не входит в задачу данной работы.

Психология долгое время развивалась как естественно научная дисциплина и занималась, по аналогии с другими науками, поиском всеобщих законов организации и детерминации психических явлений. Однако такие законы, которые бы действовали при всех условиях и по отношению ко всем людям, в рамках позитивистской, объектной методологии ей обнаружить не удалось. 3. Бодалев А. А. Личность и общение.

Освещены история, предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии

6. Ковалев Г. А., Радзиховский Л. А. Проблема интериоризации в психологии // Вопр. психол. 7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. 8. Матюшкин А. М. Основные направления и проблемы исследования мышления и творчества // Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований.

Для студентов педагогических и психологических направлений и специальностей

11. Пузырей А. Л. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. 2.3.1, Общение (взаимодействие) как условие реализации процесса психологического воздействия. Посредством этого понятия увязываются в единую онтологическую ткань такие ключевые для психологии научные абстракции, как личность, общение, поведение, деятельность и т.п. Анализ как отечественной, так и зарубежной литературы довольно отчетливо указывает на существующий.

1. Проследить в ходе историко-научного анализа развития данной проблемной области основную логическую «схему» и ведущие тенденции в становлении предмета психологии воздействия. 4. Сформулировать операциональное опредежие и выделить системообразующую единицу научного анализа процесса психологического воздействия. 5. С позиций, системного подхода описать с 1руктурообразующие особенности организации и механизмы, обеспечивающие динамику и субъективные следствия процесса психологического воздействия на человека.

В этой связи главной целью настоящего исследования является разработка и внедрение на системной основе категорий психологического воздействия в научный обиход отечественной психологии. В основу новой методологии психологического анализа кладется диалогический принцип и метод. 147. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия//0бщение и диалог в практике обучения воспитания и психологической консультации.

Что еще посмотреть:

  • Хирургическая стерилизацияХирургическая стерилизацияКак подобрать контрацептив? Техника введения ВМС зависит от типа контрацептива. Первые оральные контрацептивы появились на рубеже 50-х - 60-х гг. этого века. Первый оральный контрацептив […]
  • Экономические функции государстваЭкономические функции государстваИ все же ни один из общественных институтов не способен так эффективно защищать интересы будущих поколений, как государство. Основные, наиболее важные направления деятельности государства […]
  • Методика определения средней арифметической величиныМетодика определения средней арифметической величиныСледовательно, описывая набор данных, содержащий экстремальные значения, необходимо указывать медиану либо среднее арифметическое и медиану. Однако, как же рассчитать дисперсию средней, […]