СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

Человек и природа. Содержание воспитания: Культура межличностных отношений и совместной деятельности. Человек в отношении к самому себе. Достоинство: проявления и развитие. Освоение социальных ролей и позиций. Воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистических отношений между людьми.

Первый подход связан с пониманием воспитания как процесса управления развитием ребенка, направленного на позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях (И. С. Марьенко).

Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников). При таком подходе целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к участию в сложной системе социальных отношений, сложившихся в экономической, политической и духовной сферах. Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения личности к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н. Е. Щуркова).

Знание этих подходов поможет воспитателю всесторонне оценить содержание воспитательного процесса и выбрать свой вариант работы с коллективом. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Священных книгах (например, в Библии и Коране). Цель физического воспитания – гармоничное развитие тела в тесном органическом единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным и эстетическим воспитанием.

Данная программа разработана на основе подхода, предложенного О. С. Газманом и А. В. Ивановым и направленного на формирование базовых культур личности. В соответствии с этим подходом воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Содержание воспитания: Осознание себя представителем определенного пола, носителем мужского или женского начала.

Человек и его профессия

Опыт реализации своих интересов в групповой и коллективной работе. Умение быть учеником, уважение к опыту и знаниям старших, стремление передавать свои знания и опыт тем, кто нуждается в помощи со стороны более знающего человека.

Социальная адаптация школьников, содействие в освоении и преобразовании социума, формирование образа своего города (села). Формирование осознанного отношения к политике государства с учетом запрета на деятельность в школе политических организаций и пропаганду учителем своих политических взглядов.

Деятельность как способ существования и выражения «Я» человека

Формирование экологического поведения, обеспечивающего сохранение на Земле природы и человека. Знакомство с приемами социально-психологической защиты личности в ситуациях социальной напряженности и конфликтов, обучение рефлексии собственного поведения и отношений с другими людьми. Содержание воспитания: Осознание личностью своей неповторимости при адекватности самооценки, умении посмотреть на себя со стороны, способности к рефлексии, самодиагностике, самооценке.

Сопряжение жизни природы и жизни человека в цивилизованном мире. Экологические проблемы. Экологическая культура и приобщение к ней. Природа как источник эстетического наслаждения. Отношение человека к книге. Культура восприятия и воспроизведения информации. Культура постановки и разрешения проблем. Труд в помощь другому человеку. Соотношение материального и духовного как средства и содержания жизни. Духовность как «очеловечивание» мира. Поиски смысла жизни и вечные вопросы жизни, стоящие перед человеком.

Элементы природы, привнесенные в бытовую жизнь. Отношение к флоре и фауне, содействие их процветанию в окружающей человека микросреде. Способности и талант в профессиональном труде. Определение профессиональных интересов. Роль «другого» в жизни человека. Свободное общение: содержание и форма. Расширение круга знакомств. Внешность как выражение отношения к самому себе. Зеркало в процессе познания своего «Я». Осознание женской и мужской роли, коррекция ролевого поведения.

Человек как носитель идеи. Идея как общее выражение отношения к явлениям жизни. «Безыдейность» животного и безыдейность человека. Человек как стратег жизни в отношении к прошлому, настоящему, будущему. Родина как место, где человек родился и познал счастье жизни. Природа Родины. Общество как совокупность людей, связанных экономическими, производственными и духовными интересами.

Конкретное выявление общественной жизни в предметно-вещном пространстве, поведении людей, материальном обеспечении, уровне духовных запросов и заботе о духовной культуре. Равновесие материального и духовного как показатель культуры общества. Народ и государство. Пресса, радио, телевидение как выразители общественной и государственной жизни. Роль общественных коммуникаций в жизни отдельного человека.

Кроме того, проблема содержания воспитания находит практическое выражение и реально возникает при составлении программы воспитательной работы со школьниками. Круг интересов человека и его влияние на содержание жизни. Товарищество на основе общих интересов. Данная программа воспитания разработана на основе подхода, с позиций которого целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к освоению социальных ролей и отношений.

Что еще посмотреть: