Следовательно, и редактор при анализе произведения должен рассматривать прежде всего замысел

Следовательно, и редактор при анализе произведения должен рассматривать прежде всего замысел. Особенности произведения художественной литературы учитываются в редакторском анализе. Прежде всего, конечно, можно учесть другие работы автора. Решая вопрос об отборе произведений для издания, редактор может опираться на мнение читателей и литературных критиков.

Для редакторского анализа продуктивен такой подход к рассмотрению художественного произведения, при котором литературный труд исследуется в его связи с читателем. Поэтому, анализируя произведение, редактор прежде всего выявляет и оценивает замысел художника — план смысла произведения.

Следовательно, анализируя план факта произведения, редактор рассматривает в первую очередь именно художественный образ. Остановимся на этом подробнее

С искусством литературное произведение связывают редмет и функции, с издательским делом — читательский адрес и целевое назначение изданий. Коммуникативные функции проявляются прежде всего в том, что в процессе восприятия произведений осуществляется взаимодействие интерпретации окружающей действительности автором и читателем.

Данные функции лежат в основе таких критериев редакторской оценки произведения, как жизненная достоверность, правдивость. Попробуем разобраться, что стоит за понятиями «план смысла» и «план факта» произведения. План смысла художественного объекта фиксирует ценностные, эмоциональные стороны художественного творчества, передает оценку автором тех характеров, явлений и процессов, которые он описывает.

Последнее сосредоточивает внимание редактора на плане факта произведения. Художественный объект — это точка взаимодействия смысла и факта искусства. Именно влияние произведения на личность должно быть точкой отсчета в оценке художественного объекта. Речь идет о смысле художественного объекта в более общем виде. Смысл произведения проявляется в процессе восприятия искусства.

Именно замысел сливает воедино все этапы художественного объекта. Именно замысел вбирает в себя ценностные ориентиры писателя и определяет отбор жизненного материала для произведения. Замысел является основной составляющей воздействия произведения искусства в момент его восприятия. Вся художественная структура произведения, все средства, отобранные автором, направлены на реализацию замысла.

Рассматривая жанр произведения, редактор отвечает на самый главный вопрос, связанный с оценкой качества произведения, — вопрос о полноте раскрытия замысла. При этом редактор ориентируется на основные законы, закономерности, природу искусства.

Все это — благодаря практически безграничной способности языка создавать художественные образы. Художественному образу свойственны чувственная конкретность, органическая включенность личности автора, целостность, ассоциативность и многозначность.

Органическая включенность личности автора проявляется в том, что художественный образ несет информацию одновременно и о субъекте, и об объекте познания. Значение этого свойства художественного образа столь велико, что именно в нем видят многие исследователи так называемый «феномен художественности» — отличительное качество искусства.

Все эти свойства художественного образа проявляются не порознь, а вместе и одновременно, что позволяет говорить о его целостности, синтетичности. Отбирая произведения из газет, журналов, из массива предыдущих изданий, он формирует тот или иной тип и вид издания, ориентируясь при этом на отклики по поводу имевших место публикаций.

Качество анализа определяется культурой редактора, его художественным вкусом, с одной стороны

Но довольно часто редактору приходится иметь дело с первой рукописью автора. Оценка рукописи — одна из наиболее ответственных задач редактора. В первом случае страдают автор и читатель, во втором — будет снижен престиж издательства, в котором работает редактор.

Поэтому в том случае, когда, по мнению редактора, автор талантлив, с ним следует работать, даже если не все удалось в данной конкретной рукописи. С другой — редактор должен владеть научно обоснованными критериями оценки, которые выработаны эстетикой, литературоведением, языкознанием, литературной библиографией, книговедением.

Таким образом, предмет искусства — не только человек, его связи и отношения с миром. В состав предметной области произведения входит и личность автора книги, оценивающего окружающую действительность. Типологическая характеристика литературно-художественных изданий определяется спецификой произведения литературы. Редактору необходимо глубоко понимать все свойства художественного образа, так как они во многом предопределяют его подход к анализу и оценке произведения.

Что еще посмотреть: