У рабов, родившихся в рабстве, бывают имена Vitalio и Vitalis (живучий). По римским обычаям, усыновленный принимал личное имя, родовое имя и когномен того, кто его усыновлял, а своё родовое имя сохранял в измененном виде с суффиксом -an-, которое занимало место агномена. В древнем Риме людям было проще определиться с именами своих чад — правила и традиции сильно сужали место для маневра в этой области.
Система имен нужна для идентификации людей в любом обществе, и даже в наши свободные времена она подчиняется определенными правилами. Она получала, как личное имя – фамилию отца, которая могла быть номеном или номеном + когноменом.
Система имён в Римской империи
Например, Луций Корнелий Сулла считал себя любимцем богов и прибавил к своим именам и агномен Феликс (счастливый). Обращаться к человеку по его агномену было признаком уважения и даже лести к нему (как у нас по имени отчеству). Затем, после войны в современной Испании, он получил и еще один агномен – Нумантийский.
Родовое имя было названием рода и соответствовало, приблизительно, современной фамилии
Если раба отпускали на свободу, то он получал как прономен и номен – соответственно имена отпустившего его, а как когномен — свое личное имя или профессию. В надписях личные имена почти всегда писались сокращённо (1—3 буквы). Существовала традиция давать личное имя только четырём старшим сыновьям, а остальным в качестве личного имени могли служить порядковые числительные: Quintus (пятый, ср. старорус.
Известно, что рабская доля в Риме была очень тяжелой, однако это никак не отразилось на именах рабов, у которых нет издевательских кличек
Агномен чаще всего был личным прозвищем в том случае, если когномен был наследственным. Один из членов этого рода получил прозвище Scipio (жезл, палка), потому что был поводырем своего слепого отца и служил ему как бы вместо посоха.
Некоторые лица имели по два родовых имени, получалось это в результате усыновления. Т. к. все женщины в одном роду имели единое имя, то в пределах рода они различались по возрасту. В древнейшие времена у рабов индивидуальных имён не существовало. Также рабам давали имена мифических героев: Ахилл, Гектор; названия растений или камней: Адамант, Сардоник и т. д. Вместо имени раб мог иметь прозвище «Первый», «Второй», «Третий».
Вольноотпущенник (т. е. раб, получивший свободу) приобретал личное и родовое имена бывшего господина, который становился его патроном, а своё прежнее имя сохранял как когномен
Однако имя Асклепий, или Асклепиад, не всегда принадлежало врачу: в одной надписи встречается Асклепиад, раб Цезаря, мраморщик. Вольноотпущенники корпораций сохраняли в своем имени их названия: вольноотпущенники корпорации лоскутников и портных (fabri centonarii) назывались Fabricii и Centonii. Как и древнегреческая религия, римская религия не имела единой организации и учения, а состояла из культов различных божеств. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством.
2. РИМСКОЕ. В древнейшей истории Рима встречаются люди, называемые только одним именем, такие, как Ромул, Рем и другие, тогда как многие имеют два имени
Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией. Римляне обычно оказывали местным богам завоёванной территории те же почести, что и богам римской государственной религии.
Римские прономены, номены и когномены происходили из разных языков – латыни, этрусского, сабинского и др., причем еще во времена Поздней Республики значение некоторых из них было забыто.
Если в семье рождалось несколько девочек – это не было проблемой. Это была индивидуальная кличка для человека с наследственным когноменом. Гай Октавий, будучи усыновленным братом своей бабушки Гаем Юлием Цезарем и вступив в наследство, стал Гаем Юлием Цезарем Октавианом, а в последствие еще получил агномен Август. Как правило рабов называли не их родными личными именами, а по имени хозяина со суффиксом «-пор» или по названию родины раба/рабыни.
Появление агномена обусловлено отчасти тем, что старший сын часто наследовал все три имени отца, и таким образом в одной семье оказывалось несколько человек с одинаковыми именами. Когномены возникли значительно позднее, чем личные и родовые имена, поэтому значение их в большинстве случаев понятно.