Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания, влияния личности на саму себя определяется уровнем осознания ребенком целей и возможностей своего развития. Для того, чтобы понять, что же оказывает влияние на формирование и развитие характера, необходимо сначала развести эти понятия.
Нравственное воспитание всегда было объектом пристального внимания выдающихся мыслителей прошлых веков и современности. Особое внимание нравственному становлению личности уделяли И. Кант, Ж.- Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Они исходили из того, что воспитание личности является целенаправленным процессом, которое формируется под влиянием объективных условий жизни и самовоспитания.
Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С самовоспитанием связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям.
Как представитель правоохранительных органов, будущий специалист тесно связан с политическими целями и интересами государства, и это не может не отражаться на его самовоспитании. Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее.
Закономерности нравственного самовоспитания можно условно разделить на внешние и внутренние. К первым из них относится обусловленность самовоспитания социальной средой, службой в правоохранительных органах, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом. Ко вторым — зависимость самовоспитания от потребностей и интересов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов.
Отсюда вытекает важный методологический принцип воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Общесоциологические формы проявления этой закономерности (соперничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформируются в соответствующие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.
Основные факторы развития характера
Как отмечал Гегель, образованный человек чувствует глубже и в то же время превосходит необразованного властью над своим чувством. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимости нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности. К числу внутренних закономерностей мы, так же отнесли единство целей и средств нравственного самовоспитания. Совершенствование личности осуществляется через систему различных средств и методов, но эти последние органически, закономерносвязаны с целями самовоспитания.
Сотрудник характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Для определения способности будущего сотрудника к самовоспитанию и самопознанию мы использовали метод самонаблюдения.
В свою очередь самоконтроль выступает функцией самопознания личного состава правоохранительных органов и в то же время метод его самовоспитания. Человек представляет собой часть природы, и его жизнедеятельность подчиняется ее общим законам.
Психологические особенности развития характера
Ростом и развитием человека как живого организма управляет программа, передающаяся особыми молекулярными структурами (генами). Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо психогенным, «самопсихическим» развитием, или саморазвитием.
Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание» (Л.С.Выготский). Общепризнанно, что основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее потребности. В возрастном развитии личности (онтогенезе) они проходят стадии любопытства, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска.
Стремление к самозащите выражается также в саморегуляции своего состояния и поведения. Потребности в самореализации. В случае неудовлетворения этой потребности его сопровождают неудовлетворенность и беспокойство. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности. Это может быть творческое вдохновение, но может быть и навязчивая идея, предрассудок поведения.
В психологии принято делить этапы развития характера на возрастные периоды, в каждом из которых есть свои ведущие факторы и условия его формирования
Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений. Доминанта на самовоспитание и самосовершенствование — установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя — может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.
Личностный подход в воспитании является необходимым условием саморазвития и формировании его положительной Я — концепции. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов и для внеурочной деятельности. В начальной школе руководители кружков в своей работе руководствуются технологией И.П.Волкова. Проблемы, связанные с формированием и развитием характера человека, интересовали и античных философов, и средневековых ученых, и современных психологов и психоаналитиков.
Так, под развитием понимается процесс, который направлен на определенные изменения (качественные и количественные). Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути человека под воздействием различных условий. Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность человека, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция.
Лишь философы Нового времени начали задумываться о том, что кроме врожденности есть и другие факторы, которые влияют на особенности развития характера. Философ подчеркивал, что со временем и под воздействием среды характер у потомков может измениться, но для этого необходимо много времени (как минимум несколько веков). Поворотным моментом в понимании сущности развития и формирования характера стали идеи Джона Локка, который отстаивал концепцию воспитания.
Двуединство, синтез процессов воспитания и самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания. Тадтаева Л. Х. Нравственное самовоспитание как фактор развития личности сотрудника органов внутренних дел // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар.