Каждая наука, в том числе и биология, пользуется определенными методами исследования. Биология – наука, изучающая свойства живых систем. В соответствии с этим определением объектом науки – биологии является жизнь во всех ее проявлениях и формах, а также на разных уровнях.
Именно поэтому ученые установили несколько критериев, по которым организм можно отнести к живым. Главными из этих критериев являются обмен веществ или метаболизм, самовоспроизведение и саморегуляция. Некоторые из них универсальны для всех наук, например такие, как наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, построение теорий.
2.Частные научные методы:
Биохимический – исследование химических процессов, происходящих в организме. Тогда объектом изучения будет жизнь, а предметом изучения – обмен веществ. Все живые организмы состоят как минимум из одной клетки — основной структурно-функциональной единицы организмов. Клетка происходит только из другой материнской клетки путём её деления, и все клетки многоклеточного организма происходят из одной оплодотворённой яйцеклетки.
Информация о филогенезе накапливается из разных источников, в частности, путём сравнения последовательностей ДНК или ископаемых останков и следов древних организмов. Этой концепции противостояли последователи принципа, сформулированного Уильямом Гарвеем: «всё из яйца» («Omne vivum ex ovo», лат.), основополагающего в современной биологии.
Форма и функции биологических объектов воспроизводятся из поколения в поколение генами, которые являются элементарными единицами наследственности. Физиологическая адаптация к окружающей среде не может быть закодирована в генах и быть унаследованной в потомстве (см. Ламаркизм). Все живые существа, как многоклеточные, так и одноклеточные, способны поддерживать гомеостаз.
В этом процессе молекулы пищи используются как для извлечения энергии, так и для синтеза биологических молекул собственного организма. Световая энергия посредством фотосинтеза превращается растениями в химическую (органические молекулы) в присутствии воды и некоторых минералов. Часть полученной энергии затрачивается на наращивание биомассы и поддержание жизни, другая часть теряется в виде тепла и отходов жизнедеятельности.
Молекулярный — уровень взаимодействия молекул, составляющих клетки и обуславливающих все её процессы. К началу XIX века некоторые современные биологические дисциплины, такие как ботаника и зоология, достигли профессионального уровня. В XIX веке развитие учения об эволюции постепенно привело к пониманию роли вымирания и изменчивости видов, а клеточная теория показала в новом свете основы строения живого вещества.
Другие научные методы могут быть использованы только определенной наукой: генеалогический, гибридизация, метод культуры тканей и т.д
Метод – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную задачу, проблему. Проблема – вопрос, задача, требующие решения. Научная проблема всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Теория – это обобщение основных идей в какой-либо научной области знания. Цитологический или цитогенетический – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.
Живые организмы представляют собой высокоорганизованные структуры, поэтому в биологии выделяют ряд уровней организации. Раскрытие структуры ДНКУотсоном и Криком дало мощный толчок для развития молекулярной биологии. Центральная организующая концепция в биологии состоит в том, что жизнь со временем изменяется и развивается посредством эволюции, и что все известные формы жизни на Земле имеют общее происхождение.