Свобода развода существовала в римском праве на всем протяжении его истории. Заключение и прекращение брака. Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Расторжение брака sine manu допускалось по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению любого из супругов.
Брак, заключенный на законных основаниях, мог быть расторгнут только в предусмотренных законом случаях. Кроме указанных оснований, брак прекращался по решению супругов – путем развода. При расторжении брака выяснялись причины развода. Заявления одного из супругов о разводе принимались в случае супружеской неверности, покушения на жизнь или совершения иного виновного действия.
Оформить развод можно было только в отношении ранее действительного и ггрошлого брака, нельзя было требовать развода в отношении ненравового брачного союза либо еще не оформленного должным образом
В 18 г. до н. э. был принят закон, который устанавливал, чтобы при объявлении о расторжении брака присутствовали семь свидетелей. Брак, заключенный путем религиозного свадебного обряда, подлежал расторжению только при принесении жертвы Юпитеру и произнесении определенных слов с участием жрецов. Расторжение брака осуществлялось без вмешательства гражданских и религиозных властей.
Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялся специальными письменными документами (в более раннее время — присутствием свидетелей-гостей). Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. Однако материальный ущерб, возникший в результате несостоявшегося обручения (расход на прием гостей, подарки и т.п.) должен был возмещаться. Правильный римский брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой (cummanumariti) и неформальной (sinemanumariti).
Со временем причины расторжения брака стали влиять на его последствия, что выразилось в имущественных потерях
Власть мужа перестала распространяться на жизнь или продажу жены. Незаконные браки могли выражаться как простое непостоянное сожительство; дети в случае такого сожительства никаких прав не получали. Переход под власть мужа происходил одним из трёх способов: давностью, жертвенным хлебом и куплей. Обряду придавалось огромное значение, например, занимать высшие жреческие должности могли только лица, рождённые в браке, заключённом через confarreatio.
Брак — это союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права (определение, данное Модестином в Дигестах Юстиниана)
Кроме манципации существовала также коэмпация (coemptio), тоже «продажа», но не обязательно для совершения брак, но и для устранения опеки, для эманципации и т.п. Причиной прекращения брака могли стать смерть одного из супругов, потеря им свободы или развод. Уважительной причиной также считалось желание уйти в монастырь.
Не требуется, если домовладыка в плену более 3 лет или сумасшедший. Запрещался брак между опекуном и опекаемым. Необходимо соблюдение формы заключения брака. Рассмотренные выше условия действительности брака носят универсальный характер. Но существовали и такие условия, которые имели специфический, только римскому праву свойственный характер и обоснование.
Папиевым законом предусмотрено, что всем свободнорожденным, кроме сенаторов и их детей, разрешается брать в жены вольноотпущенниц. В последней фразе фрагмента Модестина указывается особая категория инфамированных лиц. К ним относились, принимая во внимание сказанное в разделе о правоспособности, актеры, сводники и проститутки. В Дигестах скрупулезно рассматриваются действия женщин, опорочивающих их статус настолько, что для них невозможен законный брак: «41. (Марцелл).
Наконец, в отношении должностных лиц римского государства, управляющих в провинциях, имелось такое правило: «38. (Павел). Если кто-либо занимает должность в провинции, то он не может вступить в брак с женщиной, происходящей из этой провинции или имеющей там местожительство. Мотивы установления такого запрета приводятся в Дигестах (Д. 24. I. ): «1. (Ульпиан). Эти события могли следовать одно за другим непосредственно но времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами.
Претензии по поводу морального ущерба в связи с несостоявшимся браком не принимались. Римский брак допускал развод супругов (в христианскую эпоху развод постепенно был запрещен, а основания к прекращению брака определялись уже в преимущественной степени требованиями церковного права). Ели жена хотела избежать брака под властью мужа, то она использовала (с согласия мужа) правило usurpationtrinostii.
Но в браке cum manu — свободы развода еще не было, так как муж единолично решал все вопросы. А в sine manu развод разрешался как по обоюдному согласию, так и по воле из сторон. 3. форма заключения usus, то не нужно было помпезных действий, достаточно добиться согласия стороны. Разводное письмо подтверждало, что брак прекращен. Кроме того, приданое в случае развода по вине мужа возвращалось ей частично или полностью. 2.Раскрыть виды брака и формы его заключения.
В постклассическом праве вводятся правила развода
Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое jus conubii в лице, которое вступало в него. Это право было также различным в зависимости от правового качества партнеров.
Кровнородственные связи также были препятствием для заключения брака — правда, в дохристианскую эпоху круг запрещенных для брака степеней был существенно уже, нежели в христианскую. Это религиозный акт. Применялся он в среде патрициев. Отличие брака sine manu от конкубината состоит в том, что он заключался с намерением создать семью, воспитывать детей. От брака «сине ману» следует отличать конкубинат. Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям.
Конкубинат в Древнем Риме — это дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины. Основаниями прекращения брака являлись как объективные причины, так и субъективные. Процедура развода зависела от форм заключения брака, но в любом случае она выражала отказ одного из супругов от продолжения брака и претензию его на личную и имущественную самостоятельность.