Развитие мышления

Л. С. Выготский назвал проблему интересов в переходном возрасте «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Подростковый возраст исследовали многие видные психологи. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка.

В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Как мы уже отметили, подростковый возраст является по сути кризисным.

Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания. Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Ведущая деятельность в подростковом возрасте Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Это центральная точка всего переходного возраста. Поведенческие корни этих новообразований можно без труда найти и в детском возрасте. Тем не менее жизнь человека при переходе из детского состояния в подростковое круто меняется (хотя, конечно, и не сразу, не моментально).

Развитие мышления

Л. С. Выготский отмечал, что существенные изменения происходят и в развитии воображения. В концепции Д. Б. Эльконина новообразования подросткового возраста вытекают из ведущей деятельности предшествующего периода (учебной). Большинство родителей своим детям и в подростковом возрасте продолжают «читать нотации»: «надо учиться», «нельзя врать», «проявляй доброжелательность», «красть плохо», «соблюдай дисциплину» и т.д.

Как указывает В. И. Слободчиков, основания для такого объяснения очевидны. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития.

Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки. Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.

В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение от родительской опеки; 2) постепенное вхождение в группу сверстников.

Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Развитие воображения

Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л. И. Вожович). Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Ж. Пиаже и Л. С. Выготский особое внимание обращали на развитие мышления в подростковом возрасте. Новообразования подросткового возраста – это те новые тенденции в поведении, которые характерны именно для этого возраста.

Что еще посмотреть: