Таким образом, адаптация пожилых людей в условиях дома-интерната является сложным процессом в связи с изменениями психофизиологических и социальных особенностей человека. Поступление в дом-интернат как смена условий проживания для пожилого человека является стрессирующим фактором. Проблема адаптации рассматривается как многоплановый, многогранный процесс, в результате которого достигается новое качество, в частности, в жизнедеятельности пожилого человека.
Под адаптацией пожилых людей понимается процесс, направленный на сохранение личности и предполагающий ее качественные изменения в условиях старения. Степень приспособления старого человека к своему новому социальному статусу определяется в значительной мере состоянием его соматического и психического здоровья.
Ну и наиболее распространенной причиной являются конфликты с родственниками. К сожалению, в реальной действительности взаимоотношения людей старшего возраста с членами семьи носят сложный характер с экономической, нравственной, психологической точек зрения. Такая ситуация в значительной степени обусловлена эволюцией семейных отношений, отражающей социально-экономические перемены в современном обществе.
Социальным службам приходится сталкиваться с ситуациями, когда пожилой человек, проживающий в полной семье, с детьми и внуками, жалуется на ощущение одиночества, ненужности. В связи с этим у некоторых старых людей возникает желание отделиться, чувствовать себя более самостоятельно. В исследованиях Войтенко В. П. с соавторами отмечается, что в первое время жизни в доме-интернате признаки тяжелой социальной дезадаптации были обнаружены у 43,5 % испытуемых.
Длительность и результативность этого процесса определяется соотношением личностных особенностей пожилых людей и своеобразием социального окружения». Согласно данным зарубежных коллег, оптимальный уровень адаптации достигается пожилыми людьми только спустя девять лет жизни в доме-интернате.
3. Иванова В. С., Олех Л. Г. Социально-психологические проблемы пожилых людей России
Первый период — период адаптации. Второй период — наблюдение в постадаптационный период. Общее количество испытуемых составило 77 человек, из них 52 женщины и 25 мужчин. Нами были исследованы особенности эмоциональной сферы пожилых людей (уровень тревоги и депрессии) и стратегии совладающего поведения.
Далее эти показатели в обеих группах синхронно растут, достигая своего пика на возрастном отрезке 80–89 лет, затем мы наблюдаем резкий спад показателей. Очевидно, что высокий уровень тревоги является разрушительным фактором, вносящим значительную дисгармонию в жизнь пожилого человека.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что клинические симптомы депрессии более выражены у пожилых людей (как мужчин, так и у женщин), проживающих в доме-интернате, чем показатели тревоги.
Были получены следующие результаты: 41 % адаптируются успешно за шесть месяцев; 26 % — дезадаптированы с депрессией и эмоциональными нарушениями; у 33 % — формируется деменция. Данный подход позволит создать эффективную и индивидуализированную реабилитационную программу для каждого пожилого человека.
Пожилые люди, постоянно проживающие в стационарных учреждениях государственной системы социального обслуживания это особая социально-психологическая и демографическая группа
2. Дементьева Н. Ф. Теоретические основы социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в домах-интернатах // Вопросы медико-социальной помощи нетрудоспособным гражданам. Процесс старения общества привёл к росту численности пожилых граждан, тем самым, актуализировав их проблемы.
На мой взгляд, социальная адаптация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс, т.к. она имеет специфику и отличия от общего представления о социальной адаптации. В связи с этим поведение становится более агрессивным, или напротив, появляется склонность к грусти и слезливости.
Огромное значение в формировании картины эмоциональной и социальной жизни пожилых людей имеет выбор им стратегии адаптации к своему возрасту и социальному статусу. Творческий подход к жизни в позднем возрасте помогает сохранять интеллектуальный уровень, является источником положительных эмоций, способствует интеграции в социум.
Также одной из особенностей адаптации в условиях дома-интерната является различие между адаптацией мужчин и женщин. Это объясняется разными стилями жизни представителей обоих полов: более сильной самоидентификацией мужчин с профессиональными социальными ролями, а женщин – с семейно-домашними.
Первый месяц пребывания в доме-интернате, связанный с переводом на постоянное место жительства, наиболее трудный. На данном этапе очень важна роль специалистов учреждения социального обслуживания, которые помогают минимизировать негативные последствия социальной адаптации. В первую очередь, это штат психологов, проводящих различные мероприятия с вновь поступившими пожилыми людьми, направленные на диагностику и коррекцию уровня тревожности и адаптированности.
Обе группы обстоятельств отражают особенности социальной реабилитации лиц преклонного возраста в домах-интернатах. Процесс перестройки личности происходит очень болезненно и сложно. Известно, что в старости выявляются ослабление памяти, внимания, снижение способности ориентироваться в новых условиях, тревожный фон настроения, лабильность эмоциональных процессов.
Одной из ведущих проблем в создании реабилитационной среды в домах-интернатах является социально-психологическая адаптация пожилых и старых людей как специфический этап социальной реабилитации. Так, например, в 2007 году в Российской Федерации в них проживало 230120 человек и составляло 0,8% от общей численности граждан в возрасте старше трудоспособного1.