Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Средства и способы самовоспитания бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения.
Можно сказать, что только это и окупается по-настоящему. В этом и смысл личностной ориентации – то, что вложено в знания, способности и умения движущегося человека, оказывается дороже вложений в «недвижимость». Развивающийся специалист сумеет обрести и внешний капитал. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые.
В этом плане весьма примечательно мнение Р.П. Скульского, утверждавшего, что необходимо и учителя научить быть учителем! Не может удовлетворить творчески работающего педагога и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег. Это — главное условие эффективности его самовоспитания. К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.
Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно «да» или «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п.
2. Прямота в словах и поступках. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц). По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно зафиксировать в программе. В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг.
При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития существенно обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности. Гуманистический, коллективный и творческий характер педагогической деятельности требует от учителя постоянного развития.
В процессе образования учитель решает две задачи — адаптивную и гуманистическую («человекообразующую»)
Профессиональное образование – это лишь важная и значимая основа, платформа для дальнейшего профессионального становления и роста педагога. Давно известно, что профессия способна не только развивать личность, но и деформировать ее, приводить к различным негативным изменениям. Особенно остро эта проблема стоит в профессиях типа «человек – человек», где наиболее часто наблюдаются такие явления, как эмоциональное выгорание, профессиональные деформации и т.д.
В России это были, как правило, иностранцы-гувернеры и гувернантки
Самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Работа над собой начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности.
Педагогическое мастерство, по мнению А. С. Макаренко, – это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение
Обеспечить сдвиг мотива на цель – значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного (внешнего), так и субъективного (внутреннего) характера. Чтобы работать над собой, надо четко осознавать свои достоинства и недостатки, свои трудности и достижения. Пути и способы самопознания весьма разнообразны.
Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная
Только на основании самостоятельно полученных новых знаний педагог будет способен выстраивать свой индивидуальный путь профессионального развития, корректировать программу самовоспитания. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
Главную роль в развитии компетентности педагога играют его профессионально-педагогические способности. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный преподаватель. В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т.п. Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена.
Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. Учитель не может позволить себе «остановиться» на том этапе развития и образования, которое он получил в процессе профессиональной подготовки. Представляется, что необходимым условием образования и самообразования педагога является взаимосвязь личностного и профессионального развития. Выражаясь образно, педагогический процесс — это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (А.Дистервег).