Понятие маркетинга

Ты будешь читать ей лекции о добродетели!» А.Островский. 2. Публичное чтение на какую-нибудь тему. Цикл лекций о Пушкине в лектории. Читать лекции кому (·разг.) — перен. наставлять, поучать кого-нибудь; то же, что читать мораль.

Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Выделившись в самостоятельную науку в начале прошлого XXв., он обоснованно занял свое место в ряду достижений экономических наук и практики бизнеса. Первый этап связан с ориентацией на производство (длился примерно до 1930-х гг.), т. е. деятельность фирмы направлена на использование производственных возможностей. Так, в это время спрос намного превышает предложение и поэтому любой производитель может продать свой товар (важную роль играет количество товара, а не его качество).

Задачей производителя было произвести как можно больше товара и как можно изощреннее его продать. Недостатками являются: высокая цена, «увлеченность» фирмы своим товаром и многие другие. В последующем появляется «потребительская концепция» (конец 1970-х гг.), основанная на желаниях и предпочтениях потребителя.

Маркетинг – это единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли. Маркетинг сравнительно молодая наука (около ста лет), но это не означает, что до признания данной науки никто не использовал ее методы. И лишь в последние десятилетия в науке управления появилось новое, с четко обозначенными границами, функциями, целями, методами течение под названием «маркетинг».

Маркетинг является своеобразной философией производства, которая постоянно подчинена рынку, политическим, экономическим и социальным воздействиям. Мир товаров и услуг призван удовлетворять человеческие потребности. Товар – это то, что может удовлетворить потребность (нужду) и предлагается рынку с целью продажи.

Одной из основ деятельности любого предприятия, работающего на принципах маркетинга, является девиз: «производить только то, что нужно рынку, что будет востребовано покупателем». Опыт и практика маркетинга четко обозначили, что применение только каких-то составляющих (изучение товара или изучение потребителей) не дает нужного результата.

Многие считают, что главной целью этой науки является сбыт и его стимулирование. Из вышесказанного можно сделать вывод, что маркетинг – это такой вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение человеческих нужд и потребностей с помощью обмена. Итак, основными целями маркетинга являются следующие.

Данный метод маркетинга предпочтителен для небольших компаний

Но так как уровень потребительской удовлетворенности очень трудно измерить, то и оценить маркетинговую деятельность по этому направлению сложно. Трудность в реализации данной цели заключается в том, чтобы не создать на рынке марочного изобилия и мнимого выбора.

Иными словами, главным объектом концепции маркетинга является всестороннее изучение клиентов фирмы с их запросами, потребностями и нуждами. Таким образом, отправная точка концепции есть теория суверенитета потребителя. Данная концепция работает в следующих ситуациях: когда на рынке присутствуют дефицит определенного товара и когда себестоимость необходимо снизить для увеличения спроса.

Комплекс маркетинга распространяется как на коммерческую, так и некоммерческую деятельность

Различие социально-этического маркетинга от предыдущих концепций в том, что любая фирма, удовлетворяя какие-либо потребности, должна действовать с учетом долговременного блага общества. И именно такая направленность имиджа фирмы должна привлекать покупателей в качестве конкурентоспособности среди множества других организаций. А также эта концепция должна быть сбалансированной во всех трех факторах: прибыль фирмы, покупательские потребности и интересы общества.

Горизонтальный – это маркетинг, ориентированный на горизонтальную нишу рынка с целью удовлетворить потребность покупателя по всему кругу изделий и услуг, в которых последний может только нуждаться

Рассчитывает на то, что ее товар в сознании потребителей будет ассоциироваться именно с названием данной компании. И главное знать, что горизонтальный маркетинг – это путь к поставке N-числу потребителей более миллиона самых разнообразных товаров.

Негативный спрос – это такая ситуация, когда на рынке все или многие потребители отвергают какой-то конкретный вид товара (услуги). Основной задачей маркетинга является стимулирование спроса посредством определенных методов.

Выделяют два основных элемента комплекса маркетинга – это фирмы и рынок. Данные два элемента соединяются четырьмя значимыми потоками. Фирма налаживает связи с рынком и поставляет на него свою продукцию, а в обмен получает денежные средства и информацию. Суть и содержание маркетинговой деятельности заключаются в обеспечении выполнения главной цели любой организации – коммерческой.

Структура включает в себя товар (услугу), товародвижение (сбыт), продвижение и ценообразование

1. Метод ориентации на продукт, услугу. Производство хорошего товара (услуги, изделия) – это лишь половина того, что фирма может сделать. Следовательно, и подходы к маркетинговой деятельности должны быть принципиально новыми. И поэтому потребитель уже становится первопричиной для компаний.

В результате появляется маркетинговая концепция совершенствования производства, где основной недостаток – узость товарного ассортимента. В конечном итоге предложение начинает превышать спрос, возникает ситуация изобилия товаров. В 1929 – 1931 гг. наличие перепроизводства показывает, что недостаточно произвести товар, надо уметь его реализовать.

И только при этом условии данный метод будет оправдан. 2. Метод ориентации на потребителя. При осуществлении своей деятельности и достижении поставленных целей фирма может оперировать несколькими методами маркетинга. Также выделяют вертикальный и горизонтальный маркетинг.

Что еще посмотреть: