Основы теории физической культуры: Курс лекций

Требования к уровню подготовки выпускника факультета физической культуры отражены в Государственном образовательном стандарте высшего педагогического образования. Физическое воспитание– педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

Данная дисциплина является основной (базовой) и при подготовке специалистов по адаптивной физической культуре. Педагогический контроль– процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физкультурой и спортом с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Прикладные знания– приобретаются в процессе регулярных занятий физической культурой, могут быть использованы в профессиональной деятельности. Прикладные умения и навыки необходимы в конкретной профессиональной деятельности, могут быть сформированы в процессе занятий определенными видами спорта. Физическая подготовленность– процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.

Захаров Владимир Александрович

Физическое совершенство– процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей. Теория и методика физической культуры: курс лекций / сост. Г.Б. Северухин, Е.С. Иванова. Данное издание предназначено для студентов бакалавриата и магистрантов, преподавателей физической культуры. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, преподавателей физической культуры.

Выбор гуманистической парадигмы в образовании подразумевает становление и развитие компетентности, эрудиции, творческих начал, сочетание духовной и физической культуры личности.

В этом усматривается невозможность адекватного отражения (как на содержательном, так и на уровне методов) профессиональной деятельности учителя в системе профессионально-педагогической подготовки. В этом отношении, не умоляя пользы развития физических качеств, нельзя предавать забвению общемировоззренческие, общекультурные ценности физической культуры.

Глубина и широта знаний является краеугольным камнем в педагогической деятельности, а цементирующей его основой — общая культура

Важное значение в совокупности трудовых качеств личности педагога имеет и устремленность к самосовершенствованию, повышению своего профессионального уровня и достижению цели научной деятельности. В данном определении выделяются три существенных элемента, характеризующих физическую культуру личности. Их совокупность предполагает органическую взаимосвязь физического и интеллектуального как основу всестороннего развития личности.

В.К. Бальсевич (1988 г.), рассматривая проблему физической активности человека, выделяет две основные группы ценностей в физической культуре: общественную и личную. При этом основные концептуальные положения концентрируются в перечень принципов формирования физической культуры.

Следующий принцип вариативности и многообразия воспитания физической культуры основывается на индивидуализации и дифференциации данного процесса. Физическая культура личности представляется как специфическая деятельность человека, направленная на физическое совершенствование, которая объективно фиксирует его участие в физкультурных занятиях.

Поэтому предпринятые попытки концептуально обосновать теорию формирования физической культуры личности в 1991 — 1993 годах в плане становления новой системы имеют особую социальную значимость. Положения и принципы ее концепции основываются на радикальных переменах в жизни общества, культуры, образования, идеологии демократизма. В этом отношении разработанная М.Я. Виленским и Г.М. Соловьевым структура физической культуры личности в наибольшей степени отвечает требованиям технологического обеспечения ее формирования.

Курс подготовлен на факультете физической культуры УГТУ-УПИ. Активность– это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.

Антропометрический профиль – графическое изображение результатов оценки показателей физического развития по стандартам. Восстановление- процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических, биохимических и психических функций к дорабочему состоянию. Градация интенсивности физических нагрузок. Применительно к человеку это понятие обусловливается особенностями труда, быта и отдыха.

Впервые в теории физического воспитания данное понятие трактуется с позиции психолого-педагогических характеристик

Исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых, общественно значимых знаний. Методы физического воспитания – это способы работы, преподавателя, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется мировоззрение.

Несомненно, новый образ физической культуры должен определять и новое культурологическое, гуманитарное мышление специалиста по физической культуре

Мотивация выбора– личная причина(обоснование) выбора каждым обучаемым систем физических упражнений для регулярных занятий. Общая физическая подготовка(ОФП) – процесс совершенствования физических качеств(силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.

Онтогенез– индивидуальное развитие организма, охватывающее все изменения от рождения до окончания жизни. Рассматривается в единстве с фил-генезом. Предмет исследования — все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Прикладные виды спорта– те виды(или их элементы), которые развивают, формируют профессионально-прикладные знания, психофизические и специальные качества, умения и навыки.

Основополагающим объявляется принцип единства мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности. В основе же всех качеств личности преподавателя физической культуры лежит образованность. Профессиональная направленность физического воспитания– совокупность средств, форм, методов и приемов воспитательной деятельности в вузе, обеспечивающей формирование личности будущих специалистов.

Что еще посмотреть: