Основные этапы развития воспитания и педагогики

Взаимосвязь истории педагогики с другими науками характеризуется тем, что ее содержание включает как педагогические, так и обществоведческие знания. В СССР педагогическая наука решала преимущественно задачи воспитания, повышения эффективности и качества образования, всестороннего развития личности. В основу ее деятельности легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К. Д. Ушинского, который добивался реализации на практике идеи народности общественного воспитания.

Своеобразным итогом развития античной педагогической мысли стал трактат «Об образовании оратора» римского философа и педагога Квинтилиана. Немецкий философ И. Гербарт (1776-1841) — крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. В России развитие педагогики шло по пути формирования стройной системы образовательных учреждений во главе с созданным специально министерством народного просвещения.

Н.И. Пирогова (1810-1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания в стране. На третьем этапе развития педагогики в XX в. ее научная мысль развивалась бурными темпами.

Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. В конце 1980-х гг. в России началось движение за обновление и перестройку школы. Это ярко выразилось в возникновении так называемой педагогики сотрудничества. К основным отраслям педагогики относятся следующие. Коррекционная педагогика — отрасль педагогики, занимающаяся обучением и воспитанием людей в интересах коррекции их личности и деятельности.

Педагогика неформального образования — отрасль педагогической науки, изучающая неформальные (нетрадиционные) методы и способы обучения и воспитания. Методология и теория педагогики — специальная составная часть педагогики, уделяющая главное внимание разработке ее методологических и теоретических проблем.

Педагогика не может не опираться на результаты исследований других наук, из которых она берет для себя то, что необходимо для более правильного и всестороннего освещения изучаемых ею феноменов. Психология позволяет педагогике более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на это, добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов.

Исторические науки показывают педагогам историческое своеобразие развития человека и общества, воспитания и образования и т.д. Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных племен и народов, создания различных образовательных учреждений. В итоге за рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение прежде всего проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев.

Как одеваться стильно и недорого?

История педагогики является одной из научных дисциплин педагогического цикла и одним из учебных предметов в системе профессионально-педагогического образования. Многие деятели педагогики восприняли известное положение философа Гегеля о том, что без знания прошлого нельзя понять настоящее и разглядеть будущее. В многотомной истории педагогики К. Шмидта воспитание рассматривалось как составная часть развития культуры. В работах историков педагогики второй половины XIX — начала XX в. представлен обширный фонд историко-педагогических знаний, знакомство с которыми всегда интересно и полезно.

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

История педагогики не являлась в этом отношении каким-либо исключением. Она тысячами нитей связана не только с теорией педагогики, но и с историей общества, с историей культуры, с историей смежных наук — философии, психологии, частных методик. Предлагаемая структура курса определяется стремлением представить историю педагогики в едином потоке всемирной истории человечества. Такой подход к рассмотрению истории педагогики является нетрадиционным, с чем связаны некоторые сложности.

История педагогики гуманистична по своей сущности, она нацелена на человека. Человек, существуя в одной культуре, сохраняет интерес и к другой (или другим культурам), воспринимает их как равноправные. Таким образом, историческое сознание открывает учителю и ретроспективу педагогических средств, и перспек-тиву их творческого обновления в осознанно проектируемой воспитательной деятельности.

Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитания. Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике.

На Западе колыбелью европейских систем обучения и воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460-370 до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания обучение и воспитание. Этот его труд долгое время был важной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех школах риторики.

История педагогики давно включена в содержание педагогического образования. 1. Эмпирический этап развития педагогики. Педагогика высшей школы — отрасль педагогики, изучающая особенности обучения, воспитания и развития людей в процессе получения высшего образования.

Что еще посмотреть: