Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств по меньшей мере теоретически неверно

Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств по меньшей мере теоретически неверно. Всё здесь подвержено изменчивости. Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества. Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование.

Наука о гос-ве и праве – это сумма и система знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования гос-венно-правовых явлений. Математические и статистические приемы. Наука гражданского права изучает нормы, регулирующие имущественные и связан­ные с ними личные неимущественные отношения, и основанные на них гражданские правоотношения.

Мононормы – в догос. состоянии правила на все случаи жизни. Обеспеч-ся обществен

Сущность государства. Государство – продукт общественного развития. Государство – исторически развивающееся явление, с развитием общества меняется государство, меняются его цели, назначение, управляющие структуры и органы. Поэтому в разные времена государству давались разные определения. 1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму.

Органическая (Ч. Спенсер):все органы гос-ва связаны друг с другом

Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах.

Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Но и в этом случае государство и право рассматривается в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Разделение человечества на 2 класса — имущие и неимущие.

Теологическая: гос-во — порождение божьей воли. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и т.п. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский): выделяют внутреннее и внешнее насилие. Учение о государстве Гегеля. В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства.

2. демократические, в которых гос. вл. отражает волю всего общества или большинства его членов, в которых народ либо непосредственно правит, либо поддерживает прав-во

Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением.

Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. 6. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы, их соотношение. Типология – способ научного познания, заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных явлений. Формационный подход, цивилизационный подход, западно-европейская наука классифицирует гос-ва в зависимости от отношений между гос. вл. и индивидом.

Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума

Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. С т. зр. обще человеческих ценностей все цивилизации едины. С т.зр. развития ценностей м. выделить древнегреческую, древнеримскую цивилизации.

Все гос-ва – организации пол-й вл. господствующего класса. 3. Понятие и признаки государства. Единство предмета теории государства и права обусловливается ее практическим и научно-понятийным единством. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Что еще посмотреть: