Знание является единством чувственного и рационального познания. Под знанием понимается и любая познавательно значимая информация. 1. Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов. Личностное знание зависит от способностей и от особенностей интеллектуальной деятельности субъекта.
Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков.
Критерии оценки научного знания в интерпретации А.С. Кармина
2. Эмоции (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания3. Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов.
Человек обладает разнообразными знаниями, и далеко не всякое из них является научным. 5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, в силу которой оно представляет собой не сумму разрозненных сведений, а логически упорядоченную систему. Указанные особенности научного знания придают ему большую достоверность. Собственно говоря, перечисленные черты научного знания — это и есть признаки знания достоверного и надёжного.
О.А. Митрошенков. Философия: учебник
В науке могут быть ошибки и заблуждения, но учёные стремятся исправлять их, ориентируясь на эти идеалы. Не всякое истинное знание является научным. Ибо они остаются необъяснимыми и необоснованными. Наука не может включить в себя знания, которые никак логически не связаны с уже существующими в науке и происхождение которых непонятно.
В процессе познания уже происходит нарастание смысла действительности и раскрытие смысла существования самого человека
Основной недостаток традиционных теорий познания видится в том, что субъект познания понимался в основном как «чистое», или наблюдающее, сознание. Поэтому и признание истины, по мнению Полани, требует не только формулировки определенных положений, но и убеждения в их достоверности.
Он может рассматриваться как базовая категория теории познания, не совпадающая целиком с понятием психологического субъекта. Созерцание и преобразование рассматриваются как две формы творческой активности духа. Субъект привносит в познание элемент свободы, не детерминированный познаваемым объектом.
Такой коллективный опыт представлен и в «жизненном мире» человека, который может рассматриваться как область до-теоретического, неявного знания, включенного в повседневную практическую деятельность. Высшая форма коллективного субъекта — деятельность научного сообщества, в ходе которой осуществляется «мозговой штурм», вырабатываются новые парадигмы как модели постановки и решения научных проблем.
В этом состоит отличие тех философских школ и направлений, которые придерживаются принципа «гносеологического оптимизма», от любых форм агностицизма. Знание всегда вероятностно, исторично и гипотетично. Смысл знания — в самопознании, назначение знания — интеллектуальный, нравственный и духовный рост человека.
Для него вера независима от разума и не нуждается в философском, либо научном обосновании
Термин «знание» употребляется в трех основных значениях. Под знанием понимается и особая форма отношения человека к действительности — практическая деятельность субъекта по созданию самого знания. В отличие от труда, знание является только теоретическим, а не практическим овладением объектом. Знание дает не сам предмет, а идею предмета и способ его практического получения.
Обыденное знание включает в себя здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции. Личностное знание — это не только совокупность каких-либо утверждений, но и интеллектуальная самоотдача, страстный вклад личности в познавательный процесс. Научное знание — это систематизированное знание о действительности. Социальный и духовный кризис служит питательной почвой для расцвета крайних форм ненаучного знания.
Отличение знания от псевдознания как главная проблема в философском подходе к изучению познания. Знание — это рационально обоснованное и оправданное в критическом анализе суждение или содержание сознания. Проблема достоверности и границ знания. В современной теории познания, очевидно, целесообразно сохранить понятие трансцендентального субъекта как сознания вообще, «предельную абстракцию всеобщего и необходимого в познании».