Неценовая конкуренция

Основы теории монополистической конкуренции заложил Эдвард Чемберлин в изданной в 1933 году книге «Теория монополистической конкуренции». Пример 1. Подсчет оптимального объема и цены для монополистического конкурента.

Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей, но не большего, чем при совершенной конкуренции. Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

За счет того, что на рынке существует конкуренция, в случае повышения цены на продукцию первой фирмы потребители будут обращаться к другой, поэтому спрос на продукцию каждой из фирм будет эластичным.

Неценовая конкуренция

Как и в случае с монополией, монополистический конкурент обладает монопольной властью, которая позволяет путём создания искусственного дефицита повышать цены на продукцию. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости) / пер. с англ. Э. Г. Лейкина и Л. Я. Розовского. В данном разделе мы рассмотрим структуру рынка, при которой действуют многочисленные фирмы, продающие близкие, но не совершенные товары-заменители.

Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.

Тем не менее, они все сталкиваются с конкуренцией со стороны компаний, предлагающих товары-заменители, т.е. действуют в условиях монополистической конкуренции. Вместе с тем из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к фирменной марке вхождение на рынок более сложно, чем при совершенной конкуренции. Две последних стратегии относятся к неценовым формам конкуренции и более активно используются компаниями. Поэтому более правильно предположить, что оптовый рынок этих товаров относится к олигопольной структуре, а розничный рынок — к монополистической конкуренции.

В условиях монополистической конкуренции отдельная фирма имеет дело с убывающей кривой спроса (в отличие от совершенной конкуренции), что объясняется дифференциацией продукции. Важное замечание — при монополистической конкуренции невозможно представить рыночные условия отраслевыми кривыми спроса и предложения. Если отрасль в краткосрочном периоде будет прибыльной, т.е. прибыль выше нормальной, то в условиях низких барьеров для входа на рынок новые фирмы постараются начать производство в данной отрасли.

Сравнительная эффективность рынка монополистической конкуренции

Как показывает практика, в реальной жизни условия, прису­щие совершенной конкуренции и чистой монополии, редко со­блюдаются. Чистую монополию и совершенную конкуренцию можно рассматривать как идеальные рыночные структуры, нахо­дящиеся на противоположных полюсах.

Монополи­стическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элемен­ты, характерные для чистой монополии. 1. В отрасли функционирует довольно значительное количе­ство небольших фирм, но численно их меньше, чем при совер­шенной конкуренции.

При монополистической конкуренции фирмы на рын­ке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производи­мым конкурентами. Возможности ценовой конкуренции в условиях монополисти­ческой конкуренции ограничены, и основной резерв здесь — неценовая конкуренция.

Монополистические конкуренты не обладают значительной монопольной властью, поэтому динамика спроса будет отличаться от спроса монополии. В конечном итоге наступает ситуация, когда последняя вошедшая на рынок фирма не получает экономической прибыли. Однако в долгосрочном периоде, в случае отсутствия законодательных барьеров фирмы конкуренты будут иметь возможность скопировать те направления дифференциации, которые увеличивают прибыль.

Процесс корректировки прибыли на рынке монополистической конкуренции аналогичен тому же процессу при совершенной конкуренции. Чаще всего общество одобряет существование монополистической конкуренции. Таким образом, в долгосрочном периоде на рынке монополистической конкуренции возникает тенденция выравнивания прибылей отдельных фирм на уровне нормальной прибыли.

Что еще посмотреть:

  • ОЦЕНКА КАМПАНИИ В ЕВРОПЕОЦЕНКА КАМПАНИИ В ЕВРОПЕВоздушные операции будут осуществляться в форме пря­мой поддержки наземных операций. 1. Нами проанализирована (возможность проведения) опе­рации "Немыслимое". 2. Общеполитическая цель […]
  • Моно-, ди- и триглицериды — этоМоно-, ди- и триглицериды — этоРазличают моно , ди и триглицериды, содержащие в молекуле соответственно один, два или три кислотных остатка. Глицериды — сложные эфиры Глицерина и органических или минеральных кислот. […]
  • УБИЙСТВО ПРИ СМЯГЧАЮЩИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ — Шпаргалка по уголовному правуУБИЙСТВО ПРИ СМЯГЧАЮЩИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ — Шпаргалка по уголовному праву2. Убийство, совершенное в состоянии аффекта: непосредственным объектом является жизнь лица, вызвавшего состояние аффекта. 1. Убийство матерью новорожденного ребенка: непосредственным […]