Для политического управления характерна обратная зависимость: от гражданина – к гражданскому обществу – к государству. Во-вторых, предмет политического и государственного управления действительно совпадают, однако рассматриваются с разных позиций.
Среди многочисленных определений политики следует обратить внимание на те из них, в которых четко прослеживается взаимосвязь политики и управления. Специфика этого вида управления связана с наличием у субъектов политики различных, часто противоречивых интересов.
Формы и методы государственного управления
Сущность и формы политического управления отличаются большим динамизмом. Политические процессы связаны в первую очередь с закономерностями социального и технологического прогресса, их особенностями в конкретно-исторической ситуации. Отсутствие своевременной политической интерпретации современных тенденций развития и учета их влияния при принятии решений усиливает опасность стихийного развития общественных отношений.
При любом из предложенных подходов важное методологическое значение имеет структуризация субъектов политического управления. Граждане участвуют в политике непосредственно и опосредованно. Формой косвенного участия граждан является их участие в формировании представительных органов власти.
В этом контексте содержание политико-управленческой деятельности вытекает, по их мнению, из функций государства и направлено на их реализацию. Это связано с развитием социального партнерства, политическим центризмом, многообразием форм собственности.
Специалисты различают активную и пассивную формы использования политических отношений в управленческой деятельности. Пассивная форма сводится к исправлению допущенных просчетов и ошибок, приспособлению к логике развития политического процесса. Курс на построение демократического правового социального государства настоятельно требует возрастания роли политического управления и его научной обоснованности. Курс политического управления является относительно новым учебным предметом в системе образования и подготовки специалистов в области управления.
1. Целостность и организационная упорядоченность. 4. Наличие ресурсов, средств и орудий обеспечения, необходимых для эффективной управленческой деятельности, прежде всего, материально-финансовой базы из средств государственного бюджета.
Механизм государственного управления — это системно упорядоченное органическое единство властных органов и обеспечивающих их организаций. Правительство Российской Федерации, в состав которого входят Председатель Правительства, пять его заместителей и федеральные министры. В ранге заместителей Председателя выступают Руководитель Аппарата Правительства и Министр финансов.
Государственное управлениекак система и как процесс
В ведении и под контролем федеральных министерств находится, таким образом, 12 федеральных служб и 25 агентств. Есть еще и два федеральных агентства — Главное управление специальных программ Президента и Управление делами Президента Российской Федерации. Указанные структуры учреждаются, их полномочия, основные направления деятельности определяются и регулируются указами Президента.
Соотношение понятий “государственное управление” и “политика”
В Республике Алтай, например, создана следующая система государственного управления. Министерство социальной политики, Агентство по здравоохранению, Агентство но образованию, науке и молодежной политике. Министерство экономики и промышленности, Агентство по управлению государственным имуществом, Служба по лицензированию, Агентство по туризму. Республиканские агентства, находящиеся в ведении правительства Республики — Служба по тарифам, Агентство государственных закупок, Постоянное представительство Республики Алтай в Москве.
Государственное управлениев современной России
В них было занято более 400 ответственных работников, в том числе 350, занимающих должности государственной гражданской службы. Наименования указанных органов устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Подсистема органов исполнительной власти представляет собой наиболее объемную и сложную часть государственного аппарата. Никакие другие государственные органы и должностные лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Не менее значимое место в системе государственного управления занимает и прокурорский надзор. Между политическим и государственным управлением имеются как тесная взаимосвязь, так и существенные отличия.