Лекция 3. Административно-правовые отношения и их особенности

По юридическому характеру административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. В административно-правовом отношении стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, урегулированных административно-правовой нормой.

Административные отношения представляют собой не всякие общественные отношения, а лишь управленческие. Они возникают в области функционирования исполнительной власти или в областях, так или иначе связанных с государственным управлением. Государственное управление распространяется на экономическую, социально-культурную, политическую и иные сферы деятельности государства. Административно-правовые отношения могут возникать, равно как и прекращаться, по инициативе одной стороны таких отношений.

Лекция 3. Административно-правовые отношения и их особенности

В отличие от этого гражданско-правовые отношения, например, возникают, изменяются и прекращаются, как правило, по соглашению сторон. В связи с тем, что это управленческие отношения, они являются властеотношениями, т.е. построены по принципу «власть — подчинение», где изначально предполагается неравенство сторон.

2. По целям административно-правовые отношения традиционно подразделяются на регулятивные и охранительные

Административные отношения требуют наличия особого субъекта. В качестве такового выступает исполнительная власть в лице ее полномочных представителей, наделенных властью и возможностью реализации этой власти.

Нарушения в сфере административного права расцениваются как нарушения, направленные против публичных интересов. Административное правоотношение имеет свой состав (структуру). Его элементы – субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание (порядок осуществления управленческой деятельности).

Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание. Традиционным является мнение о видах субъектов административного права — индивидуальных и коллективных субъектах. В научных публикациях высказываются различные мнения по поводу объектов правоотношения. Объекты правоотношения, в свою очередь, могут быть подразделены на непосредственные и более отдаленные (вторичные).

Это еще одна специфическая особенность административно-правовых отношений

Наряду с общими признаками, характерными для всех видов правоотношений, административные правоотношения имеют и свои особенности. Однако вопрос об этих особенностях в научной литературе всегда имел дискуссионный характер и в период перехода от плановой экономики к рыночным отношениям приобрел еще большую актуальность. 1. В отличие от гражданско-правовых и ряда других видов правоотношений административно-правовые отношения построены на началах «власть-подчинение», в которых отсутствует юридическое равенство сторон.

Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по различным основаниям

Налицо связь административно-правовых отношений не только с внешним выражением, но и с фактическим обеспечением целей и задач, стоящих перед исполнительной властью. 4. Административно-правовые отношения по своей сути — организационные, возникающие по инициативе любой из сторон.

6. Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты — обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения.

В административных отношениях выражаются воля и интересы государства, и, значит, они носят публично-правовой характер

К числу неправомерных относятся и бездействие при наличии предусмотренной нормой права обязанности совершать определенные действия. Это важнейшая черта административно-правовых отношений, без которой нецелесообразно вести речь о сущности и видах современных административно-правовых отношений. Указанные отношения в большей мере характеризуют организационные начала управления. В 1980-х гг. активно обсуждались проблемы управленческих правоотношений.

Субординационным и координационным отношениям присуща возможность издания административных актов, которые должны исполняться другими субъектами. 1. Самая распространенная классификация — по признаку характера отношений, возникающих между субъектами.

Думается, что регулятивными все-таки являются скорее нормы, нежели возникающие на их основе отношения. Эта группа делится на внешнеуправленческие (в отличие от внутриаппаратных) и организационные отношения. Любое административное правоотношение имеет внутреннюю структуру, которая включает в себя следующие элементы, характеризующие соответствующее правоотношение. Особенности административной правосубъектности отдельных видов субъектов административных правоотношений будут рассмотрены в последующих главах учебника.

3. Общим объектом воздействия административно-правовых отношений являются общественные отношения или, точнее, поведение участников, обусловленные сознанием и волей каждой из сторон. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общими признаками.

Что еще посмотреть: