Конфликты в социально-педагогической среде, их содержание

В младших классах учитель для ученика – такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межличностных конфликтов не возникает. Разрешение конфликта может быть полным – конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений. Конфликт в данном случае может возникнуть, если позиции учителя и ученика противоположны. Конфликты в педагогическом процессе неизбежны.

В детстве и юности — это школьный класс, студенческая группа, в зрелом возрасте — это рабочий коллектив. Это умение определяется способностью отстаивать свое мнение в спорах, конфликтах.

В связи с этим особое значение приобрел такой феномен, как психолого-педагогический конфликт. В этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека. Межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями.

Конфликты в социально-педагогической среде, их содержание

Личностно-групповой конфликт возникает чаще всего из-за несоответствия поведения личности с требованиями группы. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Конфликт может выполнять как позитивные (конструктивные конфликты), так и негативные (деструктивные конфликты) функции.

Негативные функции конфликта нередко ведут к беспорядку, нестабильности, насилию, затратам больших материальных, временных и эмоциональных ресурсов, замедляют и затрудняют принятие решений. Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, среду, в которой возник конфликт. Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками. И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

К первой стадии, в ходе динамики конфликта следует отнести возникновение объективной конфликтной ситуации, потенциальный конфликт. Когда противоречия становятся осознанными, конфликт становится реальностью, так как восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение.

Разрешение может быть частичным – конкретные действия исключаются, но побуждения к конфликту остаются. Представляется вполне закономерным, что первыми к изучению конфликтов в отечественной науке обратились педагоги и психологи. Л.С.Выготский и др. исследовали противоречия в процессе воспитания детей без акцентирования внимания на проблеме конфликта.

Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы.

Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, отсутствия сочувствия к другим. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция «Я – взрослый», которая способствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателем. Некоторые преподаватели придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников.

Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности. Такой учитель может распространять негативную информацию о признанных авторитетах, которые давно и успешно работают с учениками.

Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы, т.е. наличием реальной конкуренции, а также возникновением конкуренции социальной. Разрешение конфликта — это частичное или полное устранение причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

Это могут быть межгрупповые конфликты, конфликты между личностью и группой. Не нужно избегать конфликтов, необходимо направлять процесс их разрешения в конструктивное русло и стараться не затягивать конфликт. Внутриличностный: в этом случае сторонами конфликта могут выступать две или более составляющих одной и той же личности, например, отдельные черты, типы или инстанции. В таких случаях в конфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика.

Что еще посмотреть: