Хозяйство, общественный строй и быт

Основным видом хозяйства усуней и кангюй было кочевое скотоводство. Земледелие и оседлость древних усуней зафиксированы в письменных источниках.

Ранее высказывались предположения о тождественности усуней и исседонов античных источников. Впоследствии китайские дипломаты оценили полную силу усуней в 188 800 воинов. В 108 году до н. э. Китай отправил посольство к усуням, первым был Чжан Цянь, но те были осторожны и на явный союз не решались. В 71 году до н. э. Сюань-ди выделил 150 000 воинов и 5 генералов, пристав Чан Хуэй отправился в ставку усуней.

Хозяйство усуней было комплексное — скотоводческо-земледельческим. И всё же главным жилищем усуней была юрта. Усуни разрабатывали месторождения свинца, меди, олова, золота. В рамках государства кочевое и оседлое население было гармонично объединено. Государственное устройство усуней. Уже в середине II в. до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну и начали сближаться с Китаем.

Глава общества усуней носил титул гуньмо (великий гуньми), а его родичи именовались далу.. Государство усуней делилось на три части: восточную, западную, центральную. Усуни вели войны с кангюями и гуннами за пастбища, имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем.

Когда держава Хунну стала ослабевать, Китай старался всеми силами заручиться поддержкой усуней против их правителей. Порядок наследования у усуней установлен не был, а старый гуньмо склонился к просьбе старшего сына передать престол старшему внуку вместо второго из сыновей. Таким образом государство раскололось на три части: 10 000 воинов у Далу, 10 000 у Цэньцзоу и 10 000 у старого Гуньмо.

Хотя усуни и взяли китайскую принцессу в качестве младшей жены гуньмо, старшей женой была дочь правителя Хунну, усуни относились подозрительно к китаянке. По настоянию гуньмо и Императора Сицзюнь была передана в жёны Цэньцзоу (она противилась, это было против китайских обычаев).

Она родила ему дочь Шаофу и умерла. В 64 году до н. э. начались переговоры о свадьбе Юаньгуйми и китайской принцессы. При императорском дворе были разные мнения: одни (Сяо Ванчжи) считали союз с усунями ненадёжным по причине значительности расстояния. Но Император решил поддержать связь. 300 усуней приехали в Китай для организации свадьбы. Он объявил, что хунну готовы помочь ему. В быстром нападении он убил Куанвана и стал гуньмо.

Китайские источники отмечают, что земли усуней были ровными и травянитыми, но холодными и дождливыми с хвойными лесами в горах и характеризуют усуней как кочевников

Младшим гуньмо был назначен китайский ставленник Аньжи, сын Фули. Жиэр бежал в Кангюй, но был убит там подосланными старейшинами. На какое-то время в стране усуней воцарился мир. Мочжэньцзянь боялся Цылими и послал старейшину Ужилина заколоть его кинжалом. Младший гуньмо Мочжэньцзянь также вскоре был убит и его сменил племянник Аньжицзы. Бэйюаньчжи, младший брат Мочжэньцзяня, бежал в Кангюй и собрал там 80 000 сторонников для покорения обоих гуньмо.

Хозяйство усуней Древние усуни Жетысу разводили различные виды животных

К этому времени китайцы установили свою администрацию в стране усуней из примерно 15 чиновников во главе с сянь-далу. Тамга усуней изображала ворона. Размеры погребального кургана зависели от положения в обществе и степени богатства. Усуни разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали лошади и овцы. Расстояние между зимовками и летовками было небольшим и составляло от 30 до 100 км. Яркий памятник ювелирного искусства усуней — Каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от Алма-Аты, на высоте 2300 м.

Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика и альмандина. Из числа прототюркских союзов в политической истории Казахстана существенную роль сыграли гунны, усуни и кангюй. 188.600 человек» (И.Бичурин). Усуни и кангюй знали оседлость и земледелие. При раскопках поселений этого периода были найдены каменные зернотерки, мотыги, зерна, просо и ячмень. На всех раскопанных поселениях и городских центрах Кангюя были обнаружены остатки зерновых, косточки бахчевых и фруктовых культур.

В конце первого тысячелетия до нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников, как «Страна Усунь».

К. Акишев утверждает, что у древних усуней на всех этапах развития хозяйство было скотоводческо-земледельческим

С 53 г. до н.э., когда государство разделилось, появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. С начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона.

В 60 г. до н.э. к власти пришел Найби, не пользующийся популярностью в народе и опирающийся на китайские гарнизоны. В 30-х годах отношения между великим и малым куньбеками вновь обострились. Оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись фактически китайским наместником. В начале V в. имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник. Растительная пища входила в постоянный рацион питания усуней.

Социальный строй усуней. О наличии огородничества и бахчеводства у усуней сообщается в письменных китайских источниках. Скотоводство играло в жизни усуней определяющую роль. Усуни разводили преимущественно лошадей и овец.

Что еще посмотреть: