Изучение и обобщение передового педагогического опыта

3. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. 2. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе.

Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога. Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского.

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания. Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает.

Педагогика, пройдя длительный путь развития, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических учений исследует история педагогики. Дошкольная и школьная педагогика составляет подсистему возрастной педагогики. Предметом педагогики высшей школы являются закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах. Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной связи с другими науками. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, развитие, образование, самосовершенствование (самовоспитание).

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы. Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся

Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Условия, с которыми сопряжен педагогический поиск форм

Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов.

Образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений. Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

В широком смысле методологию трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Соответственно методологию педагогической науки рассматривают как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической теории и практики.

Принципы построения системы образования в России

Методология отвечает на вопрос, как достичь того или иного результата в познавательной или практической деятельности, ориентируясь на некоторую систему ценностей. Следовательно, это совокупность норм поведения, приводящих к определенным результатам в соответствии с целями, которые требуется достичь.

В последние годы у образовательных учреждений появилась новая функция – исследовательско-поисковая, реализация которой способствует повышению эффективности всего педагогического процесса.

Педагогический эксперимент

Это то, что объединяет в единое целое различные элементы системы. Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе. В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный.

Сущность созидательно-преобразующего эксперимента заключается в разработке теоретических основ и конкретных методических мер по решению исследуемой проблемы. Дальнейшим этапом исследования этой проблемы является проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой школьной практике.

6. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. 10. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. 9. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Что еще посмотреть: