Империя Маурьев в III — II вв

Территория андхров при Ашоке входила в империю Маурьев, но когда произошло подчинение андхров Маурьям, установить трудно. Внутренняя жизнь империи Маурьев известна очень мало. Судя по косвенным данным, при Ашоке в основном сложилась охарактеризованная выше административная система. В этом прежде всего и заключалась, на наш взгляд, роль калингской войны в истории Маурьев.

В 329—327 гг. до н.э. Александр Македонский после захвата Турана со своим 120-тысячным войском преодолев Гиндукушские и Сулеймановы горы вторгся в Пенджаб. В этом бою от удара копьем погиб конь Александра Буцефал. Александр отказался от намерения напасть на империю Нандов. Оставив в Индии и Пенджабе подчиненных правителей, он в 325 г. до н. э. вернулся в столицу своей державы — Вавилон. В результате 12-летних походов он создал огромную державу, которой управлял всего 2— 2,5 года. В 323 г. до н. э. он умер, и царство его распалось.

Чандрагупта правил с 317 по 298 г. до н. э. Объединив всю Северную Индию, он делает столицей империи Маурья город Паталипутру. В 305 г. до н. э. происходит военное столкновение между ним и наследником Александра Македонского В Азии Селевком. Стороны заключили мирный договор, по которому к империи Маурья отходили Восточный Иран и Белуджистан. Ашока проводит реформы в государственном управлении, политике, культуре, хозяйстве.

Северная Индия в VI—IV вв. до н. э.

После смерти Ашоки в стране началась борьба между претендентами за престол. В это время на Пенджаб совершали частые набеги греки, саки, а затем и парфяне. Его сын Кадфиз II, вос-пользовавшись междоусобицами в Индии, захватил Пенджабскую область, низовья реки Инд, Бенгалию и центральную часть полуострова Индостан. В конце III в. в результате внутренних междоусобиц, сокрушительных ударов сасанидов с запада, Кушанское царство рушится, на его месте образуются мелкие государства.

После того как Кушанское царство прекратило свое существование, Индия распадается на несколько государств. В начале IV в. начинает возвышаться расположенное в долине Ганга государство Магадха. Его основателем был Гупта и династия называлась его именем.

В это время в Пенджабе образовалось Греко-индийское царство.

На этом история империи Гуптов подошла к завершению. Идеологической основой разноплемённого государства Ашоки стал буддизм, который к этому времени уже доказал свою пригодность в качестве общегосударственной религии. Ашока сам принял буддизм и всячески способствовал его распространению. В 253 г. до н. э. им был созван в Паталипутре буддийский собор, вероятно первый, потому что предания о двух буддийских соборах в V и IV вв. до н. э. являются малодостоверными.

Важным историческим источником этого периода являются надписи Ашоки, высеченные на скалах и колоннах. Для времени Ашоки характерна активизация внешней политики Маурьев. Несмотря на все усилия Ашоки укрепить своё государство, многого ему добиться не удалось.

В начале II в. до н. э. во время правления Деметрия греко-бактрийцами была аодчинена долина реки Кабула и часть Пенджаба. Деметрий и его преемники титуловались на монетах как «цари индийцев». Однако вскоре завоеватели растворились в местном населении, не оставив и следов своего пребывания в стране.

В начале I в. н. э. часть Северо-Западной Индии оказалась подчинённой парфянам. Здесь возникло крупное государство со столицей в Таксиле, независимое от Парфии или зависимое только номинально. Со II—I вв. до н. э. всё более заметную роль в общей истории Индии начинают играть южноиндийские народы. Есть указания на то, что уже за несколько веков до нашей эры существовали торговые связи между странами Ближнего Востока и Южной Индией.

Государство калингов (соответствующее примерно территории нынешней Ориссы) было довольно сильным, покорение его далось Ашоке с большим трудом. Кералы, родственные тамилам, населяли в основном территорию теперешнего штата Траванкур-Кочин.

Государства Южной Индии

В большинстве этих государств был монархический образ правления, только Бриджи представляло собой олигархическую племенную конфедерацию во главе со знатью племени Личчхави. Развитие экономики, связанное с процессом укрепления рабовладельческих отношений, и обострение социальных противоречий вызывали потребность в образовании более крупных политических объединений.

Завоевательные походы Александра Македонского.

Кошала и Магадха. Потомки Аджаташатру удерживали власть в Магадхе около ста лет. Сведения об этом периоде крайне сбивчивы и неопределённы. Именно с этого времени у народов Средиземноморья начинает складываться традиционное представление об Индии как «стране чудес».

Вторжение Македонского

Но войско Александра не разделяло его уверенности в успехе и решительно отказалось продолжать поход за реку Беас (Гифасис у греков). Сразу же после ухода армии Александра в Индии начались смуты среди самих македонян и антимакедонские восстания индийцев; результатом этого было быстрое изгнание завоевателей из страны.

Страны Средиземноморья ближе познакомились с Индией благодаря рассказам, запискам и воспоминаниям участников похода Александра. Воспоминания о Чандрагупте — одном из самых замечательных государственных деятелей в истории Индии — прочно сохранялись в народной памяти.

В молодости он служил у царя Магадхи Дхана Панды, но в результате какого-то столкновения с царём бежал в Пенджаб. Здесь он и встретился с Александром Македонским. Умер Чандрагупта, вероятно, около 298 г. до н. э. О его преемнике и сыне Биндусаре, кроме имени, неизвестно почти ничего.

Ашока получил в наследство от отца огромное государство. За время своего царствования он присоединил ещё одно государство Южной Индии — Калингу (современная Орисса). Сто пятьдесят тысяч человек было угнано оттуда, сто тысяч убито и во много раз больше умерло»,— рассказывает об этом сам Ашока в одной из сохранившихся от его времени надписей. С подчинением Калинги власть Ашоки распространилась на всю Индию, за исключением крайней южной части полуострова.

Некоторые территории Западной Индии упоминаются в V и XIII больших наскальных эдиктах. Принадлежность территории Андхры к империи подтверждается и данными XIII большого наскального эдикта, где андхры упоминаются в числе народов, составляющих население государства.

Что еще посмотреть: