Форсайты без фантастики

То есть форсайт предполагает управление событиями, для чего разрабатываются и практические меры по приближению выбранных ориентиров. Поэтому начнем рисунок ромба с построения его диагоналей. Методы и инструменты, используемые в форсайте, достаточно многообразны. Диагонали ромба взаимно перпендикулярны и в точке пересечения делятся пополам.

Форсайт является междисциплинарным инструментом и включает в себя методы, относящиеся к самым разным областям знания — социологические, математические, статистические и т.п. Тема прогнозирования развития авиационной промышленности получила широкое распространение в мировой практике Форсайт-исследований. Значительное внимание к вопросам развития транспортных систем, включая авиацию, уделяется и в рамках отечественных Форсайт-проектов.

В такой целостной форме – как социогуманитарная технология – форсайт формируется лишь к концу прошлого столетия, и этот процесс еще не завершен

Следующий способ нарисовать ромб — с помощью линейки. Стороны ромба равны. Сначала нарисуем нижнюю сторону. В самом общем виде форсайт представляет собой систему предвидения; в переводе с английского это слово (foresight) так и означает – «взгляд в будущее».

Рамки возникновения форсайта в России видятся специалистам также по-разному. В этом вопросе основной отличительной чертой форсайта является активное и целенаправленное использование знаний экспертов, в том числе представителей науки, бизнеса и власти. Другой, не менее важной, отличительной чертой методологии форсайта является комбинация нескольких методов: форсайт вобрал в себя десятки как традиционных, так и достаточно новых экспертных методов.

Форсайт – эффективный метод определения долгосрочных целей и приоритетов инновационного развития

В отличие от традиционного прогнозирования форсайт позволяет перейти от предугадывания к конструированию того будущего, которое мы считаем наиболее желаемым. В процесс форсайта вовлекается много заинтересованных сторон: государство, бизнес, представители науки, общества. К сожалению, в России нет ни одного значимого форсайт-проекта, дающего представление о том, какими станут библиотеки, книги, и как население сможет вписаться в это будущее.

Пионером проведения такого рода исследования является Япония, где начиная с 1971 г. каждые пять проводится крупномасштабный Форсайт по методу Дельфи. В качестве одной из ключевых тенденций долгосрочного развития было выделено развитие направления «Транспортные системы», в которое включаются темы, относящиеся к авиационной промышленности.

В частности, были выявлены технологии, которые могут оказать влияние на развитие авиации (табл.1). В исследованиях последовательно использовался набор методов Форсайта, основным из которых в работе был метод Дельфи.

Формулировка тем Авторами прогнозов проводился анализ лучших зарубежных Форсайт-исследований, библиометрический и патентный анализ, отбор экспертов, бенчмаркинг, выявление исследовательских фронтов. В ходе опроса экспертам было предложено ответить на вопросы по тем темам, в которых они считали себя достаточно компетентными. В отличие от прогноза до 2025 г., в рамках последующего раунда прогнозных работ анализировались более конкретные направления исследований в сфере авиационных и космических транспортных средств.

В первом раунде эксперты отвечали на вопросы анкеты. Полученные результаты были обработаны и повторно представлены на рассмотрение экспертной группы во втором раунде. С учетом этих обобщенных результатов специалистам было предложено заполнить анкету повторно, при этом можно было как скорректировать свое мнение, так и сохранить первоначальный вариант ответа. По результатам Форсайта выбираются приоритетные направления развития предметной области.

Выводы Российская практика прогнозных исследований подтверждает выводы зарубежных исследователей о необходимости применения методов Форсайта в сфере авиации

Применение нанотехнологий позволяет улучшить технические показатели авиационной техники в большей степени, нежели путем совершенствования и модификации традиционных материалов. Это открывает широкие возможности для использования нанотехнологических решений в отрасли и делает их критически важными для развития пассажирской техники.

В разделе «Нанокомпоненты и наноматериалы» показаны перспективные промежуточные продукты, создаваемые с использованием указанных нанотехнологий и применимые в авиационной отрасли. Для каждого нанокомпонента указаны его преимущества и недостатки по сравнению с альтернативами, основные характеристики и прогноз их изменения на долгосрочную перспективу. В разделе «Сегменты рынка отрасли» показана общая структура спроса в отрасли, также с выделением трех сценариев.

Данные методы носят общенаучный характер и используются не только при разработке форсайта, но и в любых типах исследований. В практике же разработки форсайта чаще всего используется сочетание методов.

Что еще посмотреть: