ЕГЭ — 2017: задания, ответы, решения

Предметная область: Экономика. Регулирование рыночной экономики противоположно ее саморегулированию. Как видим, для регулирования рыночной экономики имеется реальная возможность. Как видим, рыночная экономика в чистом виде очень далека от совершенства. Остановимся, далее, на основных видах (формах) регулирования рыночной экономики.

Главная задача государства состоит в регулировании процессов, происходящих в экономике. В основе экономического успеха этой страны лежит сочетание плановых и рыночных методов. Регулирование экономики тесно связано с управлением ею: то и другое является упорядочивающим, координирующим процессом.

Поэтому оно в принципе не свойственно тоталитарной, командной экономике. В-четвертых, рыночный механизм глух и слеп к вопросам социальной справедливости. По словам П.Самуэльсона и В.Нордхауса, рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Такой закономерности подчинено, в том числе функционирование рыночной системы. В рассмотренном ориентировании рыночных отношений состоит социально-экономическая сторона их регулирования.

Если говорить конкретнее, то пропорциональность должна обеспечиваться на основе познания и использования объективных законов рыночной экономики. Все рассмотренное в этом пункте составляет структурно-хозяйственную сторону регулирования рыночной системы.

4)ре­гу­ли­ру­ю­щая — рынок при­во­дит в рав­но­ве­сие спрос и пред­ло­же­ние. На рынке со­то­вой связи стра­ны Н. вы­де­ли­лись три круп­ных опе­ра­то­ра, ко­то­рые опре­де­ля­ют в целом всю по­ли­ти­ку в об­ла­сти та­ри­фов и сер­ви­сов. Этот факт является одной из причин корректировки рыночных механизмов с помощью государственной политики.

В-третьих, в любом государстве существуют жизненно важные сферы, неподвластные рыночному саморегулированию

В сферу государственного воздействия включается и промышленная политика. Для японской модели характерно, что в результате перекрестного акционирования экономическая структура домашней экономики приобрела некую корпоративную целостность и закрытость. Социальное рыночное хозяйство ФРГ. В основе лежит предоставление всем формам хозяйства (крупным, мелким, средним) возможностей устойчивого развития. Главное здесь — согласование потребностей и интересов различных участников этих отношений, прежде всего общества в целом, его важнейших слоев, регионов, отраслей, предприятий.

Все же человеческое сознание и воля активно участвуют в данном регулировании. В них присутствует и политический аспект, особенно когда действуют государство и политические партии.

Регулирование — лишь один из видов управления, а именно — в основном индикативное (рекомендательное, ориентирующее) управление. Вместе с тем вряд ли правильно исключать из сферы регулирования экономики такие меры, как взимание налогов и правительственные расходы. То и другое, очевидно, представляют собой лишь часть, элемент регулирования, поскольку последнее охватывает еще и текущее, оперативное упорядочение экономики.

Особо стоит остановиться на сравнении регулирования народного хозяйства и экономической политики. Если первое представляет собой, как показано выше, осознанную и волевую деятельность, то второе совершается в целом помимо человеческого сознания и воли, само собой, как бы автоматически. Оно осуществляется главным образом через механизмы свободной (совершенной) конкуренции, свободных рыночных цен, взаимодействия спроса и предложения.

Хотя регулирование и саморегулирование народного хозяйства противоположны друг другу, тем не менее, в реальной жизни они давно уже сосуществуют, взаимопереплетаются, даже взаимопроникают. В подобных условиях часто возникают криминогенные ситуации, появляется даже «теневой» (незаконный, мафиозный) сектор экономики. Имеются в виду национальная оборона, охрана окружающей среды, инфраструктура, образование, фундаментальные научные исследования и т.п.

Все сказанное свидетельствует об острой объективной необходимости регулировать эту экономику. Конечно, такое воздействие совершается чаще всего лишь опосредованно и в некоторых пределах, но оно, тем не менее, совершается. Для регулирования рыночного хозяйства существует, далее, экономическая возможность — присвоение определенными социальными группами или всем обществом решающих средств производства.

Наконец, серьезную роль в данном случае может сыграть гносеологический фактор, прежде всего глубокое познание самой рыночной системы, объективных законов ее развития. Что касается переходных и кризисных условий, то здесь она, в отличие от управленческой необходимости, вряд ли усиливается.

Это видно на примере капиталистических стран в их кризисные периоды и, особенно на примере современной России. Общая характеристика регулирования экономики предполагает также выяснение его наиболее крупных содержательных черт. Среди них отметим следующие. Представляется ошибочным мнение, что рыночное хозяйство нейтрально по отношению к различным социальным группам (в том числе к классам) и поэтому обслуживает всех их в равной степени. Все они существуют в неразрывном единстве и поэтому должны учитываться системно.

Она побуждает устанавливать и поддерживать такие соотношения в народном хозяйстве, которые отвечают, прежде всего, потребностям классов, ведущих в данном обществе. Правильно и своевременно понятые экономические и социальные пропорции позволяют определять приоритеты при управлении рыночным хозяйством. В области распределения там успешно применяются различные системы «участия в прибылях», а также доплаты за качество продукции и своевременность ее создания.

Ры­ноч­ное рав­но­ве­сие — си­ту­а­ция на рынке, когда спрос на товар равен его пред­ло­же­нию; объём про­дук­та и его цену на­зы­ва­ют рав­но­вес­ны­ми. В такой си­ту­а­ции эко­но­ми­ка ком­па­ний все­гда на­прав­ле­на на про­из­вод­ство. Через закон спро­са он уста­нав­ли­ва­ет не­об­хо­ди­мые про­пор­ции в эко­но­ми­ке. Об­ще­ствен­ные блага — то­ва­ры и услу­ги, до­ступ­ные при их на­ли­чии всем чле­нам об­ще­ства. В слу­чае с ко­ор­ди­ни­ру­ю­щей функ­ци­ей речь идет об эко­но­ми­че­ских бла­гах, как видно из по­яс­не­ния, а в от­ве­те го­во­рит­ся об об­ще­ствен­ных бла­гах.

Регулирование рыночной экономики представляет собой осознанное и волевое упорядочение товарно-денежных отношений. Современная рыночная экономика значительно отличается модели совершенной конкуренции. Посмотрим теперь, в чем заключаются объективная необходимость и реальная возможность сознательного и волевого упорядочения рыночной экономики. Следовательно, в современных рыночных странах важнейшие секторы экономики функционируют не так, как предполагает модель чистой конкуренции.

Что еще посмотреть: