Содержанием сознания становятся прежде всего те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека.
Деятельность — одно из самых широких понятий социально-гуманитарных наук, которое особенно часто используется в современной философии, социологии и психологии. Рассмотренные выше характеристики психики — психические процессы, свойства и состояния являются, по сути дела, компонентами более масштабного понятия, каким и выступает деятельность, активность.
Движения, действия, деятельность
В философской литературе под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное освоение и преобразование.
Конечно, в различных видах деятельности — исполнительской, управленческой, научной — роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей. Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается. Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в труде и общении.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВИДЫ)
Категория деятельности постоянно используется для построения различных прикладных отраслей психологии, особенно таких как психология труда, педагогическая, медицинская, управленческая психология. В этих прикладных областях психологии особое значение имеют такие характеристики деятельности, как субьектность и предметность.
Предметом психологического изучения является личность в деятельности
Этим достигается большая адекватность их отражения в сознании субъекта деятельности. Подобным образом преобразованное восприятие объектов проявляется уже у животных, деятельность которых обусловлена свойствами объектов, которые служат для удовлетворения их биологических потребностей. Но в развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. В этом плане рассматриваются мотивы, цели деятельности, а также составляющие ее структуру отдельные действия: мыслительные, моторные, чувственные.
Основными характеристики деятельности являются: предметность и субъектность
Деятельность человека носит сознательный характер: человек осоз¬нает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Если человек не осознает цели, то нельзя говорить и о деятельности в человеческом смысле слова. В этом случае имеет место импульсивное поведение. В отличие от деятельности, импульсивное поведение управляется не¬посредственно потребностями и эмоциями (как у животных). Деятельность человека носит общественный характер, она осуще¬ствляется, как правило, в обществе или группе или направлена на удовлетворение потребностей общества.
Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.
Принцип единства сознания и деятельности, сформулированный советскими психологами, обобщает ряд теоретических положений. Анализируя учебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памяти. Врожденные движения младенца предметно не направлены и стереотипны. Это исходная безусловно рефлекторная связь между ощущением и движением без отражения специфики воздействующего предмета.
Длительный контакт с предметом, осуществляемый в хватательном рефлексе, происходит под контролем зрения. По физиологической основе все движения человека могут быть разделены на две группы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно-рефлекторные). Двигательное развитие ребенка связано с преобразованием безусловно рефлекторной регуляции движений в систему условно-рефлекторных связей.
Спб, Алетейя, 2007, −776с.; Е. В. Левченко «Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция»
Они включены в различные виды труда обслуживают межличностные отношения. Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения, называется действием. Ребенок постепенно овладевает предметным миром, и соответственно с этим происходит развитие его действий. Появление действий связано с выделением предметов из окружающей среды и их использованием в соответствии с потребностями ребенка.
С развитием речи слово начинает направлять и регулировать действие, хотя образ и остается по-прежнему важнейшим его компонентом. Только в условиях социалистического общества складываются единые требования и оценка поведения всех членов общества. В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями.
Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей.
По степени осознанности целей (“зачем я это делаю”) и последствий (“к чему это может привести”) действия делятся на импульсивные и волевые. Возникший в сознании образ или слово, команда сразу) же вызывает действие. Импульсивные действия часто встречаются у младших школьников и подростков — это обычные случаи не злостного, случайного нарушения дисциплины.
Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в социальных ролях и нормах. В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия. Мотив принадлежит той деятельности, в которую данное действие включено.