Деловая и прикладная литература

На характеристику надёжности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Степень надёжности методик зависит от многих причин. Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. Он заключается в повторном обследовании испытуемых с помощью той же методики.

Надёжность методики – это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Это согласованность результатов тестирования испытуемых в разные моменты времени, при первичном и вторичном тестировании и с использованием разных по эквивалентности, по содержанию заданий.

Разновидностей надёжности методик так же много, как и условий, влияющих на результаты диагностических испытаний. Надёжность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляции приближается к единице, и наоборот. Если полученные данные удовлетворительны, то можно переходить к установлению меры стабильности измеряемого свойства, а уже после этого при необходимости заняться критерием константности.

Деловая и прикладная литература

От того как составлена методика, насколько правильно подобраны задания, насколько она однородна зависит точность, объективность измерения. Можно сравнивать по частям, но лучше по четным и нечетным, т.к. этот способ не зависит от тренировки, утомления и т.д. Признак со временем может меняться, но колебания его не должны иметь непредсказуемый характер.

Он будет свидетельствовать о сохранении или не сохранении каждым испытуемым своего порядкового номера в выборке. Чем короче этот промежуток, тем больше шансов, что этот признак сохраняет уровень первого испытания. Экспериментатор сам устанавливает этот срок, но чаще в психологической литературе указывают на интервал от нескольких месяцев (но не более полугода).

Так как методика разрабатывается для дальнейшего использования ее другими психодиагностами, необходимо определить в какой мере ее результаты поддаются влиянию личности экспериментатора. Коэффициент константности определяется путем корреляции результатов двух опытов, проводимых на одной и той же выборке, но разными экспериментаторами.

Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (А. Анастази). По этой причине не существует какого-то единого универсального подхода к определению валидности.

Какому разделу сайта уделить особое внимание?

Другими словами, понятие валидности включает в себя разные ее виды, имеющие свой особый смысл. Проверка валидности методики называется валидизацией. Валидность в первом ее понимании имеет отношение к самой методике, т.е. это валидность измерительного инструмента.

При определении стабильности признака большое значение имеет промежуток времени между первым и повторным обследованием

Валидность во втором ее понимании уже относится не столько к методике, сколько к цели ее использования. Так как теоретическая валидизация направлена на доказательство того, что методика измеряет именно свойство, которое она должна измерить. Для теоретической валидизации кардинальной проблемой является отношение между психологическими явлениями и их показателями, по средствам которой эти психологические явления пытаются познать.

Вопрос о валидности решается после того, как установлена надежность, так как ненадежная методика не может быть валидной

Не столь сложно осуществить теоретическую валидизацию новой методики, если для измерения данного свойства уже имеется методика с известной, доказанной валидностью. Наличие корреляции между новой и аналогичной старой методиками указывает на то, что разработанная методика измеряет то же психологическое качество, что и эталонная.

Физиологический критерий (используется при изучении влияния внешней среды, влияющей на организм и психику). Должен быть релевантным, то есть должна быть уверенность, что в критерии задействованы именно те особенности индивидуальной психики, которые измеряет диагностическая методика. Внешний критерий и диагностическая модель должны находиться во внутреннем смысловом соответствии.

Постоянство и устойчивость исследуемой функции. Оценка валидности методики может носить количественный и качественный характер. Валидность «по содержанию» (используется в тестах достижения): 3 – 4 вопроса из большой темы могут показать истинные знания ученика. Ретроспективная» валидность.

Может быть использована для быстрого получения сведений о предсказательных возможностях методики. Эти требования в психодиагностике складывались годами в процессе работы над тестами и над их совершенствованием. В результате появилась возможность оградить психологию от всевозможных безграмотных подделок, претендующих на то, чтобы называться диагностическими методиками.

Следуя ей, начнём с рассмотрения надёжности методик. При этом в определённой мере могут совпадать как сами результаты, так и порядковое место (ранг), занимаемое испытуемым в группе. И в том, и в другом случае при повторении опыта возможны некоторые расхождения, но важно, чтобы они были незначительными, в пределах одной группы. При такой стандартизации процедуры исследования можно существенно уменьшить влияние посторонних случайных факторов на результаты теста и таким образом повысить их надёжность.

Именно в таком порядке рекомендуется осуществлять проверку методики: целесообразно сначала проверить инструмент измерения. О стабильности признака судят по коэффициенту корреляции между результатами первого и повторного обследования. Определение надежности измерительного инструмента. В психодиагностике проблемы надёжности и валидности методик тесно взаимосвязаны, тем не менее, существует традиция раздельного изложения этих важнейших характеристик.

Что еще посмотреть: