Барокко — Циклопедия

Для искусства и литературы барокко характерна предельная эмоциональная напряженность. В испанской поэзии 17 в. барокко породило два течения, боровшиеся между собой – культизм и консептизм. Прежде всего барокко возникло в тех странах, где наиболее усилилась мощь католической церкви: Италии и Испании.

Первоначально термин «барокко» имел негативный смысл, ибо своей очевидной пышностью и вычурностью противопоставлялся гармонии Ренессанса. Но вместе с тем барокко выразило прогрессивные идеи о сложности мироздания, бесконечности и многообразия вселенной, его изменчивости.

Особое значение барокко приобретает в Испании, где барочная культура проявилась практически во всех сферах художественного творчества и коснулась всех художников

Наиболее ярко барокко выражено в сакральных сооружениях, церковная архитектура стала духовно-материальной основой его формирования. Главным ее орудием стали орден иезуитов и реорганизована инквизиция. В эту эпоху парадигмой сознания становится «часы» как образ идеального механизма, который обеспечивает «регулярность поведения», точность предсказания. Николо Макиавелли беспокоился о «качестве» человека такого масштаба, как «государь», правитель, то есть знаменитости, политика, который влияет на судьбы стран и народов.

Так, о музыке он говорит: «следует относить не к тем наукам, что их Лукиан вмещает за воротами ада как ненужные и бесполезные, а к тем, кто является источником нашей жизни, добра и счастья. Локк подвергает сомнению полезность живописи, музыки и поэзии как средств воспитания. Полезные, по его мнению, верховая езда, фехтование и в крайнем случае танцы: » … мы мало видели, чтобы кто открыл золотые или серебряные рудники на Парнасе.

Это концепция свободного и естественного воспитания, за которого выполнения общественных требований и правил этикета не сковывают природу человека. Сложность и противоречивость эпохи принесли с собой культуру, которую в истории искусства связывают со стилем барокко (итал. barocco — буквально странный, причудливый). Ни во Франции, ни в Голландии барокко не стало доминирующим стилем.

В силу этого видение мира и человека чаще всего пессимистично

БАРОККО, ЛИТЕРАТУРА – литература идейного и культурного движения, известного под именем барокко, затронувшего разные сферы духовной жизни и сложившегося в особую художественную систему. Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко уже вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Нет единого мнения о содержании данного понятия, сохраняется неоднозначность трактовки: его определяют как культурную эпоху, но нередко и ограничивают понятием «художественный стиль».

Возникновение барокко определялось новым мироощущением, кризисом ренессансного миросозерцания, отказом от его великой идеи гармоничной и грандиозной универсальной личности. Уже в силу этого возникновение барокко не могло быть связано только с формами религии или характером власти.

В барочной литературе осмысляется дисгармония мира и человека, их трагическое противостояние, как и внутренние борения в душе отдельного человека. Преувеличенная аффектированность, крайняя экзальтация чувств, стремление познать запредельное, элементы фантастики – все это причудливо сплетается в мироощущении и художественной практике.

В отечественной науке утверждается трактовка барокко как культурного направления, характеризующегося наличием определенного миросозерцания и художественной системы

Художественное творчество тяготело к монументальности, в нем сильно выражено не только трагическое начало, но также религиозные мотивы, темы смерти и обреченности. Многим художникам были присущи сомнения, ощущение бренности бытия и скепсис.

Другим важным приемом становится динамика, которая вытекала из понимания изменчивости мира. Литература барокко не знает покоя и статики, мир и все его элементы меняются постоянно. В литературе нередко можно встретить выражение страха перед судьбой и неизведанным, тревожное ожидание смерти, ощущение всевластия злобы и жестокости.

Литература барокко настаивала на свободе выражения в творчестве, ей присущ безудержный полет фантазии. Барокко стремилось к чрезмерности во всем. В силу этого – подчеркнутая, нарочитая усложненность образов и языка, соединенная со стремлением к красивости и аффектации чувств. Язык барокко предельно усложнен, используются непривычные и даже нарочитые приемы, появляется вычурность и даже напыщенность.

Испанский 17 век в литературе был полностью барочным, как и в Италии. В своих произведениях (Сказание о Полифеме и Галатее, Одиночествах) он создал стиль испанского барокко. Отчетливее эти черты проявились в литературе и изобразительном искусстве. Вместе с тем в барокко, и прежде всего в литературе, отчетливо проявились различные стилевые тенденции, и отдельные течения достаточно далеко расходились. В искусстве барокко отразились представление о безграничности, многообразие и вечную изменчивость мира, интерес к среды, окружения человека, природной стихии.

Что еще посмотреть:

  • Глава 5. Ведение производства по уголовному делуГлава 5. Ведение производства по уголовному делу2. В случае противоречия между правилами настоящего Кодекса и конституционным законом Республики Казахстан действуют положения конституционного закона. 5. Приговор и другие решения суда по […]
  • Половой хроматинПоловой хроматинОбразование полового хроматина в женских клетках обусловлено генетически. Локализация Х-хроматина в ядре различна. Происхождение Х-хроматина. В изолированном р-хроматине обнаружены […]
  • Из их числа были и первые пасторы протестантских общин в МосквеИз их числа были и первые пасторы протестантских общин в МосквеИз их числа были и первые пасторы протестантских общин в Москве. Это была рискованная тактика, так как вся надежда возлагалась на то, что «вцепившись в хвост» крымской армии, русские […]