Аномалии и кризис в науке.

3. В отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования. Научное знание безгранично растёт, и, тем не менее, абсолютная истина в науке, скорее всего, не достижима. Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

Во-первых, под наукой имеют в виду особый вид человеческой деятельности (познавательной), результатом которой выступает истинное знание. Различают субъект познания и объект познания. Можно сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.

С другой стороны, те или иные явления превращаются в составляющие объекта познания в меру достигнутого к данному времени уровня знаний. Во-вторых, под научным знанием понимают результат познавательной деятельности. Оно подвергается формализации, т.е. выражается в символах.

Аномалии и кризис в науке.

Научное знание не апеллирует к человеческим чувствам и является истинным по объективным причинам. Цель науки – получение знаний об объективном и субъективном мире и получение объективной истины. Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью. 1. У науки свой, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного.

Главная > Документ

1) Объектом научного познания является тот или иной фрагмент действительности. По этой причине наука, всё более углубляясь в изучение свойств действительности, делится внутри себя на относительно самостоятельные дисциплины.

2) Другая примечательная особенность научного познания состоит в том, что её результаты фиксируются в виде «закона», представляющего собой наивысшую форму знания. Поэтому можно сказать, что научное знание имеет универсальное значение. 4) Следующую особенность научного познания можно обозначить как систематичность.

Кроме того, каждая отдельная научная дисциплина стремится «согласовать» (сделать непротиворечивыми) знания, полученные её, со всеми знаниями, полученными в других научных дисциплинах. 6) Важно отметить и то, что выводы научного познания строятся на основе «рациональных» процедур – логических правил, обеспечивающих достоверность и согласованность приобретённых знаний. Вместе с тем, в науке созидающая роль такой духовной способности человека как разум проявляется и в её самокритичности.

Поэтому можно ещё добавить, что наука рациональна и самокритична. 7) Отметим и такую особенность научного познания, как его «незавершенность». Ситуация, когда науке нечего исследовать, кажется не только в перспективе удалённой от настоящего положения дел, но и в корне противоречивой. Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось.

Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Наконец, в третий период, начало которого относится к ХIХ в. , наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.

Похожие документы:

Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения. Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности.

В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Аналогичный подход характерен для философии и в сфере политики, морали, религии и т. д. Философский анализ, таким образом, строится на базе строго научного исследования реальных исторических связей.

Псевдонаука — деятельность, имитирующая науку, но по сути таковой не являющаяся. Главное отличие псевдонауки от науки — это построение псевдонауки на основе ошибочных данных и/или отрицание возможности опровержения, тогда как наука основана на фактах и постоянно развивается. Название ПАРАНАУКА нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных.

Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (форма поморского коча была использована при проектировании первых ледоколов). Отличить квазинауку от науки сложнее, чем провести границу между наукой и лженаукой. Поэтому борьба шла и идёт в основном с лженаукой. В общественное мнение активно внедряется мысль о том, что многие исследования, являющиеся откровенно квазинаучными, должны считаться научными.

Измерение. Большинство научных экспериментов и наблюдений включают в себя проведение измерений

Засилье квазинауки в названных науках — секрет Полишинеля. Настало время открыто заявить, что значительная часть современной науки есть не что иное, как самая настоящая квазинаука. Причина возникновения научных подделок та же, что и в других областях, — извлечение выгоды.

Уже трудно сказать, чего в педагогике, психологии, социологии и экономике больше — науки или квазинауки

Классификация методов научного познания. Взаимосвязь метода и предмета познания. Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины — методологии.

Наука ориентирована в конечном счете на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию. Философия и наука тесно взаимосвязаны. Поэтому в этом смысле можно сказать, что наука «фрагментарна» (специализирована). Примером формализации является широко используемая в науке математическая символика, которая не только помогает закрепить знание, но и служит своего рода инструментом в процессе познания.

Что еще посмотреть: