4.2. ШКОЛА В XV — НАЧАЛЕ XVII В.

5 Какие особенности обучения в протестантских и иезуитских школах? Каждый из указанных деятелей оставил след в истории школы и педагогики. Преуспевающие в науке и ремеслах пользуются большим почетом. В этой утопии рисуется образец общества экономического и политического равенства.

В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности, сложившийся под влиянием конкретных исторических условий. Гуманистическое движение в эпоху Возрождения возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, носителем и оплотом которого служила католическая церковь. Ростки гуманистической педагогики появились во многих государствах в условиях пробуждения национального самосознания.

Мир после великих географических открытий XV — XVI вв. стал для европейца более пространным и многогранным. Гуманистов привлекал свободный дух, красота и выразительность образов классической литературы, которая для них олицетворяет идеалы воспитания. В классическом наследии стремились заимствовать то, что было утеряно, — традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.

4.2. ШКОЛА В XV — НАЧАЛЕ XVII В.

Итальянские гуманисты XV — XVI вв. полагали, что наилучший путь воспитания — изучение классической греко-римской культуры. В качестве образца итальянские мыслители рассматривали педагогические идеи Квинтилиана К ним, например, обратились в 20-х гг. XV в. Витторино да Фелетре и Баттисто Гуарини.

Бунтарь и еретик, он провел 27 лет в тюрьме, где написал ряд трактатов, в том числе «Город солнца». В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании книжности, возврате к природе, отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования.

В городе солнца заботятся об улучшении «породы людей», так как убеждены, что это основа общественного блага. Здесь поощряют занятия наукой, изучение истории, традиций и обычаев. Благодаря правильному воспитанию жители отличаются отменным здоровьем и внешней привлекательностью. Девочки и мальчики учатся вместе.

Дети без труда и как бы играя знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста». Солярии воспитаны в духе религии «как закона природы». Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми.

Отсюда они распространяются на Центральную и Северную Европу. Гюйом Бюде и Пьер Рамус выступили с инициативой пересмотреть программу образования. Так, Бюде связывал содержание обучения с экономической и политической жизнью страны, предлагал использовать изучение классических языков для извлечения уроков нравственности. Обновленную программу научно-реального образования составил П. Рамус. Его перу принадлежат школьные учебники по древним и новым европейским языкам.

Рабле критиковал бесчеловечность методов воспитания, неэффективность обучения в школе. С откровенным презрением он писал о догматическом изучении религиозных текстов. Воспитатель печется о том, чтобы сделать из Гаргантюа сильного, разносторонне воспитанного и образованного человека. Делается это в игровой форме (например, счету Гаргантюа учится, играя в карты).

Мишель Монтень в своем основном труде «Опыты» рассматривает человека как наивысшую ценность. Монтень видит в ребенке не уменьшенную копию взрослого, как это считалось в средневековой педагогике, а природную индивидуальность.

Джуринский А. История зарубежной педагогики

По суждениям Монтеня, ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность критических суждений. Подвергая резкой критике средневековую школу, он образно писал, что это «настоящая тюрьма», откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей.

Размышляя, какими должны быть воспитание и обучение, Монтень советовал, чтобы «больше говорил ученик и больше слушал учитель». Полезно наладить разнообразные связи учащихся с окружающим миром — с представителями научного мира, умными и благожелательными друзьями.

Европы. А. Гегиус возглавлял «школы братьев общей жизни» в Девентере и Лют-тихе. В своем главном произведении «Утопия» Т. Мор описал идеальное общество и изложил собственные взгляды на воспитание и обучение. В отношении ребенка предлагалось сочетать «кротость» и «строгость» с преобладанием гуманного подхода. В качестве учебника используется пособие «Мудрость», где сжато и доступно изложены научные познания.

Что еще посмотреть:

  • Эукариоты — ВикипедияЭукариоты — ВикипедияВсе организмы, имеющие клеточное строение, делятся на две группы: предъядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты). Клетки прокариот, так же как и эукариотические клетки, покрыты […]
  • Источники загрязнения почвыИсточники загрязнения почвыПо показателю загрязнения Zк почвы относятся к опасной категории загрязнения. Загрязнение тяжелыми металлами опасно тем, что они накапливаются в организме человека и животных. Загрязнение […]
  • Ответы на тесты по микроэкономикеОтветы на тесты по микроэкономикеЧем более эластичен спрос, тем большая часть потоварного налога ложится на продавцов. Изменение количества товара, которое хотят и могут купить потребители, связанное с действием […]