21. Формы представления авторства в художественном и нехудожественном тексте

В теории текста еще много нерешенных проблем. Нет пропорциональности в степени разработки отдельных понятий и категорий текста. Усложняется задача разработки типологии текстов и тем, что не существует общепринятой терминологии в теории текста. Особо подчеркивается значимость функционального и прагматического аспектов в изучении текста как основы поиска оптимального варианта его речевой организации. В любом случае текст представляет собой объединенную по смыслу последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связанность и цельность.

Книга дает представление о тексте как объекте книговедческого и лингвостилистического анализа. При характеристике текста реализован коммуникативно-прагматический принцип в определении текстовых категорий. В последние годы текст стал объектом разноаспектного изучения. Нет единства взглядов на типологию текстов. При недостаточной разработанности научных основ анализа и построения текста естественной оказалась противоречивость и субъективизм оценок и рекомендаций в практических пособиях по работе с текстом.

Это объясняется тем, что текст как объект исследования предстает здесь как вербальная информативная единица «в действии», т.е. обладающая прагматическими и функциональными качествами. Несмотря на обилие междисциплинарных пересечений, в настоящее время теория текста обладает собственным онтологическим статусом. Теория текста охватывает любые знаковые последовательности, однако основным ее объектом является текст вербальный, поэтому при характеристике и описании текста важны данные, накопленные лингвистикой.

Тогда и появился термин-понятие «речевая деятельность» в практике общения. В тексте заключена речемыслительная деятельность пишущего (говорящего) субъекта, рассчитанная на ответную деятельность читателя (слушателя), на его восприятие. Таким образом, текст оказывается одновременно и результатом деятельности (автора) и материалом для деятельности (читателя-интерпретатора). Наличие разных терминов — это не только свидетельство неустоявшейся терминологической практики, но и отражение того, что сам феномен текста предполагает многоаспектность его изучения.

Тогда как компетенция коммуникативная представляет собой способность понимания и правильного построения разных типов текста при учете специфики конкретной речевой ситуации4. Разногласия наблюдаются и в выборе критериев типологизации.

Идеальная типология текстов должна отразить разные аспекты данного объекта — как коммуникативно-функциональный, так и структурно-семиотический. Так, в семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации, в том числе обряд, танец, ритуал и т.п.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям и направлениям «Филология», «Лингвистика», «Литературоведение». Журналистика», «Книжное дело», «Издательское дело и редактирование». Лингвистический аспект, в частности, стимулируется развитием функциональной стилистики и потребностями массовой коммуникации. Для речевой организации текста определяющими оказываются внешние, коммуникативные факторы. Предметом данной науки являются признаки и характеристики (как структурные, так и функциональные) текста как коммуникативной единицы высшего уровня, как цельного речевого произведения.

Так рождается взаимосвязанная триада: автор (производитель текста) — текст (материальное воплощение речемыслительной деятельности) — читатель (интерпретатор). Такая двунаправленность рождает множество проблем при попытке охарактеризовать текст всесторонне. Не установилось и употребление самого термина, названия дисциплины.

Поэтому в книге рассмотрены как вопросы текстообразования, так и вопросы текстовосприятия: текст как продукт речемыслительной деятельности и текст как материал для восприятия. Текст определяют как информационное пространство, как речевое произведение, как знаковую последовательность и т.п. Среди филологических дисциплин, в частности, редакционно-издательского и журналистского профиля, теория текста занимает одну из главных позиций.

Что еще посмотреть: