2.7. Методы исследования // Методологические проблемы истории / Под ред. В. Н. Сидорцова

2.7. Методы исследования // Методологические проблемы истории / Под ред. В. Н. Сидорцова. Понятие и классификация исторического источника. Билет 2.1 Методологические подходы, методы и источники изучения истории. Методология истории основывается на научных принципах и подхо­дах к изучению исторических фактов. Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характери­зующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.

Социальная память — это накопление и сохранение в памяти человечества опыта всех прошлых поколений. Социальные (общественные) науки имеют общий объект исследования и различаются предметами своего изучения. Вспомогательные исторические науки делятся на общие и специальные. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Общество как объект познания // Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история: (Проблемы теории исторического процесса).

Ракитов А. И. Историческое познание: что это такое и зачем оно необходимо // Ракитов А. И. Историческое познание. М., 1987. С. 42-61; Гринин Л. Е. История, философия и социология // Гринин Л. Е. Философия, социология и теория истории. Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. Историческое сознание и историческая наука // Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания.

Астахов М. В. Об основах общей методики исторических исследований // Ломоносовские чтения 2006. Россия в XXI в. и глобальные проблемы современности. СущностьИстория рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на­ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

К историческим наукам относятсяэтнография, изучающая быт и культуру народов,археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности

Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик. По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.) — древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов. Предметом истории является изучение развития человеческого общества как еди­ного противоречивого процесса.

История подразделяется и по широте изучения объекта: всемирная (всеобщая) история, история континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов. 1.Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. 2.Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

В процессе развития цивилизация может реализоваться и во всех областях

4.Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности. 1.2 Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. и его реализация. Эта борьба в правительстве велась с переменным успехом, что и отразилось на основных положениях реформы.

Она подписывалась помещиком и крестьянскими поверенными ( от имени общины). Методы изучения истории. Студент должен знать: методы изучения истории — сравнительный, системный, типологический, ретроспективный, идеографический. В узко-научном значении «метод» понимается как способ и порядок исследования предмета для получения более полного и соответствующего истине результата. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Историография -это специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки как сложный, многогранный и противоречивый процесс и его зако­номерности

Соблюдение этих принципов обеспечивает научность и достоверность в изучении прошлого. Теологический подход представляет собой религиозное понимание истории, осно­ванное на признании Высшего Разума (Бога Творца) и созданного им божественного ми­ропорядка. Согласно этому подходу, Бог-Творец является основой миробытия, первоосно­вой всего сущего и первопричиной всех вещей и явлений. Бог создал мироздание и чело­века, придал свой сокровенный смысл его историческому существованию и развитию.

5 «живых», в том числе христианская и исламская

Географический детерминизм абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса. Вся ми­ровая история — это борьба классов за экономическую и политическую власть. Классовая борьба — двигатель исторического процесса, экономические отношения приоритетны в развитии общества. Он декларирует единство исторического процесса и заданность его конечной цели создание единого общества всеобщего благоденствия.

В IполовинеXXв. В фундаментальном труде«Закат Европы» (1922 г.) он представлял исто­рию человечества как панораму замкнутых и не взаимодействующих друг с другом «куль­тур».

История — наука многоотраслевая, она включает в себя целый ряд самостоятель­ных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п. История как наука использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения. Этот подход абсолютизировал социально-экономические факторы и игнорировал духов­ную, ментальную специфику в истории народов, человеческий фактор.

Что еще посмотреть:

  • АНОМАЛИИ РЁБЕРАНОМАЛИИ РЁБЕРРебро — одна из костей, составляющих грудную клетку. Ребро (costae) (рис. 15) представляет собой длинную губчатую кость плоской формы, изгибающуюся в двух плоскостях. По нижнему краю своей […]
  • Для кого эта книга?Для кого эта книга?Подойдут ли эти книги для подростков 12 лет и старше? Можно составить огромный список интересных книг для подростков и требовать, чтобы ребенок неукоснительно следовал ему в выборе […]
  • Какому разделу сайта уделить особое внимание?Какому разделу сайта уделить особое внимание?Проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная. В то же время личность целостна и едина, системна и организована. В структуре личности различают типичное и индивидуальное. […]