1.1. Анализ и синтез

10. Возникновение жизни на Земле и се биосферы является одной из основных проблем современного естествознания. Научная индукция может строиться не только на основе изучения ряда явлений или объектов, входящих в некоторый класс, но и на основе изучения единственного представителя указанного класса. 3. Научный метод, наука и ее роль в жизни общества.

Какая научная дисциплина возникла в ходе процесса дифференциации естествознания? Изучение методов научно-познавательной деятельности, их возможности и границы применения интегрируются методологией науки (см. Методология науки). Научное познание представляет собой исторически развивающийся процесс достижения достоверных знаний о мире, истинность которых проверяется и доказывается человеческой практикой.

Опыт развития науки показывает, что результаты научно-познавательной деятельности во многом определяются точностью используемых методов. Разработка научных методов представляет собой сложный процесс, который целенаправляется и регулируется предварительными представлениями об изучаемом объекте.

Они переосмысливаются в правила и приёмы деятельности, применяя которые, научное познание раскрывает новые особенности и характеристики строения и поведения изучаемого объекта. Систематическое развитие научных методов оказывается наиболее важным условием становления и развития науки как социальной системы.

Внутридисциплинарные методы теоретического и эмпирического исследования, включая методы конкретных исследований, являются по преимуществу узкоспециализированными когнитивными практиками. Вне зависимости от типа научно-познавательной деятельности, в основе любого научного метода лежат три основополагающих принципа — объективность, систематичность и воспроизводимость. Если результаты не воспроизводятся, то они ненадёжны и, следовательно, не могут считаться достоверными.

1.1. Анализ и синтез

Познание мира во всей совокупности его связей и отношений, в процессе его изменения и развития представляет основную задачу научного познания. Эта цель достигается с помощью таких операций, как анализ и синтез. Синтез — это приём мышления, который подразумевает соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое (см. Синтез). Природный анализ — разъединение предметов на части, и природный синтез — объединение этих частей в новые предметы, в соответствии с возможностями, существующими в природе.

Объективной предпосылкой этих познавательных операций является структурность материальных объектов, способность их элементов к перегруппировке, объединению и разъединению. Анализ и синтез в процессе научного познания, как правило, связаны с рядом других познавательных операций, в частности, с такими, как абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция и другими. В процессе научного поиска исследователю часто приходится, опираясь на уже имеющиеся знания, делать заключения о неизвестном.

Индукция — это способ рассуждения и метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (см. Индукция). Они играют важную роль при построении эмпирических знаний и переходе от эмпирического знания к теоретическому. В индуктивных рассуждениях различают полную и неполную индукцию. Полная индукция применима в тех случаях, когда класс изучаемых объектов обозрим и все объекты этого класса могут быть перечислены.

Неполной индукцией является такой приём рассуждения, в котором общий вывод строится на основе изучения ограниченного числа объектов какого-либо определённого класса.

3.7. Исторический и логический методы

Поэтому популярная индукция может применяться в научном исследовании при выдвижении первых и приближённых гипотез. Такие обобщения строятся главным образом на базе научной индукции. Научная индукция широко используется и как метод нахождения причинных связей путём изучения некоторой совокупности обстоятельств, предшествующих наблюдаемому явлению. Указанные разновидности неполной индукции играют исключительно важную роль в познании.

1.4. Индукция и дедукция

Однако она заключает в себе и существенную ограниченность, состоящую в том, что вывод неполной индукции чаще всего не даёт достоверного знания. В меньшей степени это относится к научной индукции, некоторые разновидности которой дают достоверные выводы, целиком же — к популярной индукции. В этом процессе обоснование знаний, полученных путём индукции, обязательно предполагает движение от индуктивных обобщений к тому или иному частному случаю.

Тем самым индукция дополняется дедукцией, что и обеспечивает переход от вероятностного к достоверному знанию. Дедукция отличается от индукции прямо противоположным ходом движения мысли и представляет собой переход от общего к частному.

Если оно получено в результате индуктивного рассуждения, тогда дедукция дополняет индукцию, расширяя объём полученного знания. Созданное таким путём теоретическое знание предопределяет дальнейший ход эмпирических исследований и целенаправляет построение новых индуктивных обобщений. В целом, на начальной стадии научного исследования преобладает индукция, в ходе же развития и обоснования научного знания большую роль начинает играть дедукция.

16) На стыке двух фундаментальных естественных наук физики и геологии возникла геофизика. Индукция и дедукция широко используются во всех областях научного познания. Научный метод — это система регулятивных принципов, приёмов и способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности в рамках научно-познавательной деятельности.

Что еще посмотреть:

  • Масса и плотность веществ, теория и примерыМасса и плотность веществ, теория и примерыЗадача 3. Два тела с массами m1 = 1кг и m2 = 4 кг, соединенные нерастяжимой невесомой нитью, лежат на горизонтальной плоскости. Анализ задачи. Массами блоков и трением в них пренебречь. […]
  • Фотографии препаратов по гистологии в 1 файлеФотографии препаратов по гистологии в 1 файлеЭти самостоятельные курсы предшествуют общей и частной гистологии. Курс гистологии включает в себя также цитологию — учение о клетке и эмбриологию — учение о зародыше. 4. Настоящее […]
  • Марцинковская Т. История психологииМарцинковская Т. История психологииИногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и […]