5. Эстафетно-формационный подход к всемирной истории

Как уже указывалось, в теории общественно-экономические формации существуют в качестве идеальных социоисторических организмов. Капиталистическая общественно-экономическая формация есть капиталистический тип общества и одновременно капиталистическое общество вообще.

В основе каждой формации лежит определённый способ производства. Производственные отношения, взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Системе данных производственных отношений, образующих экономический базис формации, соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка.

Величайшим открытием К. Маркса было созданное им в содружестве с Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории. Основные его положения остаются в силе и сейчас. Третье положение: существует не один, а несколько типов экономических (производственных) отношений, а тем самым и несколько качественно отличных систем этих отношений.

Таким образом существует несколько типов или форм общественного производства. Эти типы общественного производства были названы способами производства. Рабовладельческий, феодальный и капиталистический способы производства суть не только типы общественного производства, но и стадии его развития.

И выявление данного факта с неизбежностью порождает вопрос: почему в одну эпоху господствовала одна система экономических отношений, в другую — другая, в третью — третья. На глазах К. Маркса и Ф. Энгельса шла промышленная революция. В основе смены систем экономических отношений, а тем самым и основных способов производства лежит развитие производительных сил. Таково четвертое положение исторического материализма.

5. Эстафетно-формационный подход к всемирной истории

Система экономических отношений материальна в том и только в том смысле, что она — первична по отношению к общественному сознанию. С открытием социальной материи материализм был распространен и на явления общественной жизни, стал философским учением в равной степени относящимся и к природе и к обществу.

Таким образом, представление о том, что вначале был создан диалектический материализм, а затем он был распространен на общество, глубоко ошибочно. Суть нового марксова материализма — в материалистическом понимании истории. Согласно материалистическому пониманию истории система экономических (производственных) отношений является основой, базисом любого конкретного отдельного общества.

Это шестое положение материалистического понимания истории. С каждой из этих всемирно-исторических эпох основоположники марксизма связали определенную общественно-экономическую формацию. Когда та или иная подлинно научная теория создана, она становится относительно самостоятельной и по отношению к своим собственным творцам. На это в свое время указал еще Г. Кунов. Но главное — оно является ложным.

У К.Маркса была определенная система взглядов на восточное (азиатское), античное и феодальное общество, у Ф. Энгельса — на первобытное общество. Но их концепции первобытности, античности и т.п. В России до революции и за рубежом и раньше и сейчас материалистическое понимание истории подвергалось критике.

И расправляться с историческим материализмом стали теми же самыми способами, какими его раньше защищали. Историкам в советские времена говорили: кто против материалистического понимания истории, тот — не советский человек.

А те немногие, которые все же пытались его опровергать, действовали по отлаженной схеме: приписав историческому материализму заведомый вздор, доказывали, что это — вздор, и торжествовали победу. Одна из причин неприязни немалого числа специалистов к историческому материализму состояла в том, что он навязывался им ранее в принудительном порядке. Это затронуло все части марксизма, не исключая и материалистического понимания истории.

У нас долгое время утверждалось: марксизм учит, что первое классовое общество может быть только рабовладельческим и никаким другим. Отсюда следовал вывод, что эти общества были рабовладельческими. В обществах Древнего Востока рабы действительно были, хотя эксплуатация их никогда не была ведущей формой. Это позволяло историкам хоть как-то обосновывать положение о принадлежности этих обществ к рабовладельческой формации.

Общество в таком понимание я буду называть социально-историческим (социоисторическим) организмом или, сокращенно, социором

В действительности материалистическое понимание истории не предваряет результаты исследования, оно лишь указывает, как нужно искать, чтобы понять сущность того или иного конкретного общества. Ни одна из идей, входящих в ядро материалистического понимания истории, никогда никем не была опровергнута. В этом смысле исторический материализм непоколебим. Что же касается его периферии, то многое в ней устарело и должно быть заменено и дополнено.

Один из важных недостатков ортодоксального исторического материализма заключался в том, что в нем не были выявлены и теоретически разработаны основные значения слова «общество». В результате личный состав каждого такого организма выступает по отношению к этому организму как самостоятельное особое явление — его население.

Последнее понятие, хотя и присутствовало в неявной форме (имплицитно), но не было четко отграничено от понятия общества вообще. Отсутствие понятия социоисторического организма в категориальном аппарате марксистской теории истории с неизбежностью мешало пониманию категории общественно-экономической формации. Невозможно было по настоящему понять категорию общественно-экономической формации, не сопоставив ее с понятием социоисторического организма.

Общее существует не само по себе, не самостоятельно, а только в отдельном и через отдельное. Эти выделенные по признаку социально-экономической структуры типы общества получили название общественно-экономических формаций.

Что еще посмотреть:

  • Виды вентиляцииВиды вентиляцииМестная вентиляция бывает вытяжная и приточная. В начале XIX в. получает развитие вентиляция с тепловым побуждением приточного и удаляемого из помещения воздуха. При вытяжной вентиляции […]
  • Культура в годы ВОВ — YouTubeКультура в годы ВОВ — YouTubeПодлинным гимном народной войны стала песня В.И. Лебедева-Кумача и А.В. Александрова "Священная война". В 1941 - 1945 гг. развиваются и бытовой, и пейзажный жанры, но они всегда так или […]
  • И вот Адаму именно это удалосьИ вот Адаму именно это удалосьИ вот Адаму именно это удалось. В Библии это неоднократно бывает. В Ветхом Завете проображаются события Нового Завета. И я думаю, как Буриданов осел, куда пойти. Скажите, когда у человека […]